Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований
им. В.И. Абаева - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра Владикавказский научный центр РАН
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Российская академия наук
- Официальный сайт Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания
- Российский научный фонд
- Российский фонд фундаментальных исследований
- Известия СОИГСИ
- Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых
- Kavkaz-Forum
- Владикавказский научный центр РАН
- Фестиваль науки
- Десятилетие науки и технологий в России
Год осетинской Нартиады, объявленный Указом Главы РСО–А С.И. МЕНЯЙЛО от 12 января 2023 года, газета "Северная Осетия" и Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН начинают с нового научно-популярного проекта "Осетинская Нартиада".
На страницах газеты будут представлены основные результаты многолетних исследований в области нартоведения – научного направления, основанного Осетинским Историко-филологическим обществом (ныне СОИГСИ им. В. И. Абаева). Осетиноведение начиналось с истории науки о нартах, насыщенной яркими именами сказителей и ученых, оригинальными и многочисленными исследованиями в области фольклора, мифологии, языкознания, этнологии, истории, археологии и художественной культуры, изданиями и переводами кадагов на многие языки, творческими контактами с российскими и иностранными учеными, международными форумами и периодическими изданиями.
Проект направлен на решение важной задачи изучения, сохранения и популяризации Нартовского эпоса как историко-культурного наследия осетин, востребованного в современных социальных и культурных, образовательных и воспитательных практиках.
"Осетинская Нартиада" начинается обобщающей статьей "Нартовский эпос – художественная биография осетинского народа" доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Людвига Алексеевича Чибирова – автора многих исследований, посвященных нартовскому эпосу, инициатору и руководителю проекта "Энциклопедия осетинской Нартиады".
Дочь Даргавсара ‒ это воинственная дева, сказание о которой включено в текст нартовского эпоса "Смерть Баргуна, сына Ноза". Песнь об отважной Дочери Даргавсара в этот текст эпоса попала из записей Б.Ф. Андиева, которым М.С. Туганов давал весьма высокую оценку.
Осетино-индийские фольклорные параллели, в особенности эксклюзивные (работы Ж. Дюмезиля, В.И. Абаева и др.), свидетельствуют о наличии в "Нартиаде" общеарийских сюжетов и мотивов, которые либо были утрачены фольклором других иранских народов, либо представлены у них в сильноредуцированном виде.
Являясь частью общеиранского (или праиранского / иранского) эпоса, осетинская Нартиада унаследовала множество сюжетов, мотивов, образов, имен и эпитетов из фольклорной традиции древних иранцев. Мифологические представления скифо-сарматских племен, представленные у античных авторов, а также в скифо-сарматской иконографии, позволяют реконструировать "скифский эпос" (Ж. Дюмезиль, В.И. Абаев, Э.А. Грантовский, Д.С. Раевский и др.), который является стадиальным предшественником осетинского эпоса "Нарты".
Скифский звериный стиль имел абсолютное преобладание в скифском искусстве. Это была уникальная знаковая система, приспособленная воплощать с помощью исключительно зооморфных образов разные идеологические представления – религиозные, мифологические, эстетические (А.Ю. Алексеев). Наличие в "Нартиаде" звериных мотивов, аналогичных тем, что изображены на скифских предметах, выполненных в скифском зверином стиле, вполне ожидаемо, ведь сам этот стиль строился по канонам, характерным для поэтического языка индоиранских певцов-сказителей.
У осетин, как и у многих других народов, отмечается заметная вариативность представлений об одних и тех же астральных явлениях и объектах. Так, например, несколько объяснений прилагалось к Млечному пути. Его называли небесной рекой или считали следом оленя, а в Нартовском эпосе самопроизвольно или, возможно, по велению Бога возникшим вместе с другими небесными объектами.
Жизнь нартов немыслима без потомства, в эпосе нередки проявления глубокой скорби героев, связанной с риском прекращения рода (Урызмаг, Уархаг, Кандз и др.), и даже присутствует эпизод насильственной женитьбы престарелого холостяка Уархтанага с целью появления у него сына.
У всех народов мира мастера устного эпоса пользовались особым статусом в обществе. Они всегда выступали рупором народной этики, несли в социум идеи добра и красоты, достоинства и чести, запрета и нормы. Они формировали также комплекс представлений о мироустройстве, о времени и пространстве, о легендарном прошлом. В качестве хранителей народной мудрости за ними был закреплен широкий набор функций.