Главное

Объявления

Полезные ссылки

Жизнь нартов немыслима без потомства, в эпосе нередки проявления глубокой скорби героев, связанной с риском прекращения рода (Урызмаг, Уархаг, Кандз и др.), и даже присутствует эпизод насильственной женитьбы престарелого холостяка Уархтанага с целью появления у него сына.

Рождение наследников оценивается нартами как высшая милость, в сказаниях отчетливо сформировано убеждение, что достойные младшие есть сверхценность всего народа. Важнейшей жизненной концепцией нартов является постулат "чем бесславная долгая жизнь, лучше гибель со славой", поэтому неудивительно, что педагогические идеалы и конкретные приемы воспитания наиболее ярко представлены в сюжетах, в которых юношам предлагается исполнить задания, связанные с моральными и физическими испытаниями.

У нартов основное педагогическое воздействие на младших осуществляется не столько в личном общении с ребенком, сколько во взаимодействии поколений. Поэтому огромное воспитательное значение имеют социальные практики ныхаса (народного собрания), общего дома нартов, где принимают гостей, устраивают победные пиры, отправляют важные ритуалы, где в педагогических целях присутствуют и юноши, впитывающие правила взрослой жизни своего народа. Очень важный педагогический смысл и воспитательный ресурс имели также и молодежные состязания, регулярно проводимые на специально отведенных площадках - "Нарты хъазæнфæз" (игровая площадка нартов) и "Зилахар". Победителей чествовал весь народ.

Юноша, соответствующий всем требованиям морального кодекса нартов, мог значимо повысить не только личный авторитет своего отца, но и его общественный статус, что передано в кадаге "Три золотых кубка Созырыко": "Когда старший Уалхаг приходит к вам на ныхас, каждый из вас должен снимать шапку и класть ему под ноги. У Уалхага такой доблестный сын". Необходимо уточнить, что существенным правом влияния на формирование и поддержание личностных идеалов нартовского общества наделена и мать, что имело распространение и на самые критические ситуации: "Если сын мой сражен ударом в грудь, то принесите его ко мне, чтобы насытилась я плачем над ним, и похороним мы его на родовом нашем кладбище. Если же в спину нанесен ему смертельный удар, то на свалку выкиньте его, не достоин он, чтобы с почетом похоронили его на кладбище".

Важнейшим приемом педагогического воздействия на подрастающее поколение является личный пример старших, воспитание нартов основано на безоговорочном и безусловном повиновении старшим. Встречающиеся в эпосе редкие попытки молодежи прервать строгое возрастное соподчинение завершаются конфузом молодых: всякий раз старшим удается преподнести им наглядный урок возрастного превосходства (кадаги"Урызмаг и Кривой уаиг", "Как Сослан женился на Косер" и др.).

Действенным стимулом воспитания и самосовершенствования личности в народной педагогике, судя по эпосу, являются общественное одобрение или порицание. В народной педагогике нартов преобладают групповые формы воспитательных воздействий. Меры индивидуального воздействия встречаются значительно реже (в сказаниях "Как Урызмаг и Хамыц отыскали деда своего Уархага" и "Женитьба Батрадза"), и преимущественно к ним относятся словесное побуждение к славным делам, физическое наказание, а также поощрение и даже угроза проклятием: "Да пойдет тебе мое молоко впрок, и пусть тебе передается мое острословие. Но если не сумеешь ему достойно ответить, чтоб тебе перевернуться".Самой драматичной и, соответственно, самой действенной мерой корректировки поведения нартовских героев является риск наслать на себя публичное высмеивание: Гуппурсары Урызмаг, Хамыц и Сослан, дабы не оказаться посмешищем среди нартов, молят о смерти победившего их соперника. Важно подчеркнуть, что более всего в комичное положение эпического героя ставит расхождение его целей, поступков и действий с интересами общества.

Что же касается физических наказаний, они едва ли были популярны. В эпосе они упоминаются только два раза, и это применение хворостины и пощечина за непослушание. Оба раза их удостаивается маленький Батрадз: пощечину он получает за "пробу стрелы" в общественных состязаниях, поскольку еще не достигает возраста, требуемого для участия в них, а хворостину от Шатаны за самовольный выход на улицу.

Однако с Батразом связаны и идеалы самовоспитания и самосовершенствования. В сказании "Собрание нартов" нарты, убедившись, что Батрадз превосходит их всех отвагой и благородством, попросили его поделиться способами достижения этих качеств. Судя по ответу Батрадза, основными приемами самовоспитания были подражание положительному примеру, самоубеждение и регулярные тренировки.

Несмотря на то, что наиболее ярко в эпосе представлены средства военно-физического воспитания, в основе доминантных принципов социализации эпических героев лежат методы приобщения юношей к этико-идеологическим воинским канонам, а их амбиции и личностное самоутверждение получают одобрение только при условии общественной пользы и приемлемости с точки зрения обычного права. В сказаниях присутствует назидание о том, что единственной мотивацией подвига должно быть коллективное благо ("Урызмаг и циклоп", "Батрадз и чаша нартов "Уацамонга"", "Женитьба Батрадза", "Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший" и др.).

Вместе с тем, приоритет интересов коллектива, служение общим целям и идеалам, столь характерные для нартовского общества, ничуть не обезличивают самих эпических героев. Все они наделены яркими личностными характеристиками и предельно самобытны. Урызмаг – военачальник, образец лидерских качеств и красноречия, Батрадз – само воплощение рыцарских понятий мужества, чести и благородства, Сослан – храбрый, сильный, отважный, но неугомонный. В своем неистовом стремлении победить он не гнушается и обмана. Осуждение лжи и нечестивости — одна из основных заповедей нравственности нартов. Сказание "Тотрадз и Сослан" завершается уверенностью, что в загробном мире возобновится битва между героями: Сослан победил юного героя с помощью обмана. Ацамаз – эстет, он творчески одарен и ярко эмоционален. Хамыца характеризуют "легкость и вертлявость", Сырдон, по меткой характеристике самих же нартов, "коварство неба и хитрость земли"; в более поздних сказаниях, отражающих сословное расслоение, он наделяется смекалкой простолюдина. Хитрость, ловкость и лукавство Сырдона не раз вызволяло отважных богатырей из беды. Более того, именно с Сырдоном в эпосе связаны сатира, острый юмор и шутки, столь высоко ценимые нартами. У каждого нарта есть своя характеристика, но всем им присущи яркое осознание собственной личности, желание быть во всем первыми, стремление к постоянному совершенствованию, высоко развитое чувство достоинства.

В кадагах отражено, что в приоритеты народной педагогики нартов входит не только высокое физическое развитие, доблесть, боевое мастерство, но и скромность, стоицизм и великодушие, проявленные в физических и психологических испытаниях. Конечно, жизнь нартов способствовала идеализации качеств воина: жажды сражений, воинской доблести, отваги, храбрости, искусного владения оружием, выносливости и высокого физического развития. Но нарты ценят и другие качества, ведь даже в программу упомянутых выше молодежных игр входят состязания по знанию обычного права, пляскам, пению, игре на музыкальных инструментах и даже риторике. В сказании "Ахсартаггата и Бората — кровники" красноречие также выступает отдельным предметом.

Совокупность педагогических идеалов, выраженных в эпосе, позволяет воссоздать цельную личность, оптимальную или совершенную с точки зрения создателей эпоса. Она объединяет в себе качества воина и охотника, певца и танцора, оратора и знатока права. Этой личности присущи строгая нравственность, созидательная деятельность и активный познавательный поиск. Если с персонажей нартовского эпоса снять их мифический покров, то они предстанут перед нами как конкретные люди с человеческими потребностями, заботами, целями, идеалами, переживаниями и даже с отдельными слабостями и недостатками. В мирное время суровые нарты превращались в жизнелюбивых, радостных людей, высоко ценящих искусство. Творческая одаренность считалась одним из высоких достоинств человека. Песни, пляски и игра на музыкальных инструментах составляли существенный компонент нартовской жизни. Им они отдавались так же самозабвенно, как битвам и сражениям. От бурных танцев нартов гудела и дрожала земля, содрогались горы, а их игра на музыкальных инструментах пробуждала не только живую, но и неживую природу. Так, в одном из состязаний, часто устраиваемых нартами, Сослан одержал верх своими виртуозными танцами. Много славных отважных, сильных и доблестных нартов претендовали на руку красавицы Агунды, но она предпочла Ацамаза за его чудесную игру на свирели. В разных эпизодах на двенадцатиструнной арфе играют Сослан, Батрадз и Саууай.

Нартовские персонажи – это герои активного познавательного поиска. Они не ограничиваются созерцанием непонятных явлений. Сплошь и рядом в нартовском эпосе ставятся вопросы "Что это такое?", "Чем это вызвано?" и "Почему это так?". Активный познавательный поиск нартов особенно ярко отражается в сказании "Сослан в стране мертвых" и "Сослан и гумский человек". Нартовский эпос пронизан ситуациями, требующими рассуждений, мыслительной активности, умственного поиска, смекалки, подкрепление этой мысли можно отыскать в сказаниях "Последний поход Урызмага", "Ахсартаггата и Бората — кровники", "Как Сырдон обманул великанов" и др. Важнейшим аспектом воспитания у нартов было развитие умственных и творческих способностей, логики и сообразительности, быстрой реакции в сложных и опасных ситуациях и пр. В борьбе с неприятелем они нередко предпочитают ум грубой физической силе. Сослан, одержав победу над Мукара с помощью разных приемов военной смекалки, говорит ему: "Конечно, сильнее тебя никого нет на свете, и я намного слабее тебя, но сила моя в уме". Основной смысл своей военной мудрости нарты выразили устами Батрадза: "Если хочешь победить врага – разъедини его, уничтожь его сплоченность – и добьешься над ним победы".

Айсана похищает Бурдзабах

 

Педагогический анализ осетинских нартских сказаний свидетельствует, что в них суммированы институты воспитания, присущие разным этапам социально-экономического развития общества, начиная с самого раннего – материнского рода. К примеру, Сослан и Батрадз именуются приемными сыновьями Шатаны, а не ее мужа Урызмага – патриарха нартов. Многие именитые нарты воспитываются в роду матери, особенно отчетливое выражение это имеет в сказании "Безымянный сын Урызмага". Нередко именем ребенка нарекают сородичи матери ("Как Батрадза из моря выманили"), а его судьбой безраздельно распоряжается мать или олицетворение общей матери – Шатана ("Сын Шатаны" "Бедзенагов сын удалой Арахдзау", "Саууай" и др.). Выявляются и те сюжеты, педагогическая направленность которых отражает переход к отцовскому роду –"Рождение Урызмага и Хамыца": "Кто не родится на земле нартов и кого они не примут из чрева матери в свои руки, того они никогда своим не признают"; "Мы твои сыновья и отныне будем жить с тобой"; "Лучше бедно жить у мужа в доме, чем богато в отцовском доме" и пр.

Весьма интересен и обычай изоляции детей, нашедший свое отражение в эпосе о нартах. К примеру, Урызмаг и Хамыц первый раз вышли из родного дома на улицу уже юношами, умелыми стрелками из лука. Батрадза в детстве запирали в темную клеть, не выпуская на улицу, он даже не знал дороги из дома. За тот же единственный раз, когда ему удалось вырваться на улицу, он был наказан и водворен на место. Другой пример – красавица Акола обитала в железной башне, только в день своей свадьбы показавшись людям первый раз. Исторически подобный порядок связывается с практикой изоляции до определенного возраста детей царей, вождей и жрецов.

В эпосе о нартах присутствует память и о другом древнейшем институте воспитания – инициации, обрядовом посвящении во взрослые. Переход юноши в группу взрослых связан с его символическим перерождением. Аналогичной нам представляется закалка нартовских юношей Сослана и Батрадза, после которой они становятся могучими, полноправными членами нартовского общества. Мотивы возрастного перехода занимают значительное место в цикле сказаний об Ахсаре и Ахсартаге, в сказаниях "Как Урызмаг и Хамыц нашли деда своего Уархага", "Как Сослан женился на Бедохе", "Тотрадз и Сослан", "Саууай", "Айсана", "Сын Шатаны" и др. В них герои после выполнения сложных заданий переходят в новый статус – обретают особенную жену, поднимаются на верхний ярус родовой башни, куда имели доступ только взрослые члены рода и пр., словом, они существенно расширяют свои полномочия в нартовском обществе.

Свое отражение в эпосе нашло и аталычество – воспитание ребенка вне своей семьи, которое было широко распространено у народов Северного Кавказа, особенно среди знати. Когда ребенок становился совершеннолетним, его с почестями возвращали в родительский дом. Воспитатель дарил своему воспитаннику (хъан) верхового коня, полное вооружение воина, наряжал его во все новое. Почти полную параллель мы находим в сказании "Айсана", в кадаге "Кому досталась черная лисица", упоминается также о воспитаннике (хъан) нарта Хамыца.

В эпосе мало сведений о периоде младенчества, мы можем сделать выводы лишь о том, что ложем младенцев бывала колыбель. Ребенка пеленали, укладывали, перевязывали, потом качали и баюкали колыбельной песней. Наиболее полно этот процесс описывается в сказании "Ацамаз и алдар Мысыра". Воспитанием детей раннего периода их развития занимались женщины – мать, женщины рода матери или аталыка. Только в сказании "Ацамаз и алдар Мысыра" говорится наряду с матерью ребенка о кормилице-няньке. Предполагается, что это сравнительно поздний вариант.

Немного развивая женскую тему, отметим, что сфера действия нартовских женщин не ограничивается бытовыми рамками. По меткому замечанию В.И. Абаева, немыслимо представить эпос без Шатаны, одного из главных действующих лиц. Наставница нартов Шатáна действительно причислена к самым авторитетным нартовским персонажам, к ней обращаются за советом, она источник социальной активности нартов, ее острый ум позволяет разрешить самые критические ситуации. В целом нартовские женщины самостоятельны, свободны, часто обучены воинскому искусству и могут за себя постоять. Они вполне равные участницы социальной жизни, красавицы Акола и Агунда вправе устраивать турниры – испытания среди претендентов на свою руку. Уважительное отношение к женщине в высшей степени присуще понятиям воинской / мужской чести, нарушение подобного порядка наказуемо. Нарт Батрадз, освобождая Сослана из плена кадзита, куда он попал из-за неуважения к женщине, укоряет его за столь постыдный поступок и говорит, что за это его стоило бы навсегда оставить в заключении.

Для нарта забота о детях – это не зов инстинкта самосохранения и биологического размножения, ведь они сформировали убеждение: "чем оставить плохое потомство, лучше остаться совсем без потомства". Каждое новое поколение призвано сохранить и возвысить нартовский богатырский образ жизни, приумножить славу, доблесть и героизм предков. В этом нарты видят назначение своих воспитательных усилий и непременный долг новых поколений. По убеждениям нартов, каждое новое поколение должно превосходить предыдущие в их славных традициях. "Для чего нам вечная жизнь?" – спрашивают нарты. Им нужна "вечная слава", стремление к ней и формирует в них основные представления о должном воспитании новых поколений.

Совокупность педагогических идеалов, сформированных в эпосе, позволяет воссоздать цельную личность, оптимальную, или совершенную с точки зрения создателей эпоса. Она объединяет в себе качества воина и рыцаря, певца и танцора, оратора. Этой личности присущи строгая нравственность, созидательная деятельность и активный познавательный поиск.

АВТОР: ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ ПРОФЕССОРА Х.Х. ХАДИКОВА. ПОДГОТОВИЛА А.Х. ХАДИКОВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА

"Северная Осетия"