Скоро 80 лет нашей Победе в той войне, когда "свершилось противное человеческому разуму и человеческой природе событие" (Л.Н. Толстой)... Когда такие простые нравственные ценности, как честность, совестливость, трудолюбие, любовь к родной земле, родовая память, уважение к предкам и их могилам, придающие Человеку духовное величие, возвысились над каменным топором пещерного человека, спрятанного "в складках платья современного человека". Победа потому, что "правда пребудет вовеки, пока рождаются и живут люди" (А. Черчесов).

Странное время переживаем в первой четверти XXI века: предельно истончилась духовная ткань жизни общества, человек забыл, что счастье – в умении и желании делать добро, в милосердии; что жизнь пуста и бессмысленна, если не для кого жить, некого спасать своей любовью… Об этом "кричало" новое прочтение кадгаронцами "Семи черкесок" Григория (Гриша) Дзамболатовича Плиева на фестивале "Свет Амырана". Что касается просветительской и воспитательной деятельности молодежного театра "Амыран" в республике – предмет отдельного разговора...

Исходя из закона соотнесенности между окружающим миром и специфическими особенностями ментальности, можно констатировать, что сущность осетин определяет архетип гор, а за склад их мышления и характер ответственна экосистема. Одним словом, горцы едины в базовых ценностях мировоззрения и ментально-психологических чертах; они органично вписываются в вытянутую вверх модель мира; благодаря ландшафтным условиям горной и предгорной зоны в исторической ретроспективе сохранились генетическая чистота, историческая память и самобытность осетин.

Понятие "горы" как понятие "верха" тщательно табуировалось – только этим можно объяснить, почему горцы интуитивно ограждали себя от всего чуждого и губительного. У осетин свои ценностные ориентиры, забронированные "ритуалами, воспитанностью своей родовой, системой общения, выработанной веками, за которой легко прятать свою суть" (Г.Д. Гачев); там же лежат устойчивость и незыблемость вертикальной цепи поколений. Для осетин во всех ситуациях важно следовать правилам, этикету и возвышаться всем своим духом над бытием. Проиллюстрируем.

В канун Дня 8 Марта в газете "Поиск" печатается материал директора СОИГСИ З.В. Кануковой о легендарной женщине-спасительнице, сохранившей генофонд – Задалеской Нана, собравшей в XIV веке, после леденящих душу нашествий татаро-монгольских полчищ, осиротевших детей из разоренных аланских поселений. Укрыла в горной пещере, вырастила и воспитала детей в духе заданности горской ментальности и национального бытия, памятливости на добро и зло, в аспекте неиссякаемого духа свободы и почитания воинской доблести... Излишне говорить о том, какой удивительный свет излучает статья, сколь неизъяснимы сердечная теплота и нежность, вложенные в духовную красоту и силу образа Аланти Нана.

Не менее значим и этноментальный образ Тагаурской Нана, запечатленный в 30-х гг. прошлого века на картине выдающегося художника Махарбека Туганова "Гадзи Бадтион едет на военный совет". Предполагают, что основана она на реальных фактах.

На полотне изображена женщина из горного села Даргавс, находящаяся в гостях на празднике в честь Хуыцау дзуар. Сюда прибывает гонец с приглашением гостящей ("Народ в порядке исключения и в знак великого почтенья желал, чтоб пир был освящен молитвой мудрой Бадтион") в Зилахар на военный совет.

Направляющуюся на ныхас в повозке Гадзи Бадтион сопровождают всадницы-воительницы, гордо демонстрирующие свою воинскую стать, женственность и готовность к бессмертию...

"В знак почтенья как Тагаурская Нана была под звуки одобренья Главой совета избрана".

Любой совет как совещательный орган, в том числе и военный, определяется у осетин словом ныхас, на котором решение всех дел, в том числе и военных – прерогатива мужчин (А.А. Туаллагов). Возникает вопрос: чем ‘зацепила’ большого художника женщина-осетинка Гадзи Бадтиева? Ответ, на наш взгляд, кроется в многогранной поэме лауреата поэтических конкурсов, полковника Юрия Саламовича Бадтиева.

Гадзи, Тагаурская Нана, которой идет 141 год, приглашается на военный совет в Зилахар по поводу "доли справедливой, в поход за новою судьбой". Поразительна и завидна жизнь дочери даргавского воеводы; Гадзи – "потомок амазонок, алан воинственных девчонок отряд летучий за собой вела звериною тропой... Искали мира осетины и с Грузией, и с Кабардой... Везде как снежный барс ступала, глазами зоркими она тропу в скале найти могла. На ней аланские доспехи: кольчуга, шлем и щит с мечом, Не ради девичьей потехи – Для боя смертного с врагом!.. Персидский шах без промедленья послал войска для покоренья...". Достойно внимания наставление всеми ущельями почитаемой Гадзи: "Любое общество здорово предупреждать рожденье зла и поощрять расцвет добра!".

Еще один достоверный факт, поражающий пафосом патриотического порыва и неумолимо суровой правдой жизни. Картина М.С. Туганова "Кяба Гоконаева".

1919 год…Село Христиановское оказало беспримерное героическое сопротивление деникинцам, пытавшимся окружить его со всех сторон. Кяба Гоконаева, мать убитых белогвардейцами сыновей, бросила клич: "К оружию!". Он был подхвачен сельчанами. Все жители, способные сражаться, вышли на бой с врагами. Белогвардейцы были вынуждены отступить. Но силы героических защитников Христиановского были истощены, поэтому на следующий день деникинцам удалось захватить село. Начались физические расправы…

Picture background

На картине Кяба Гоконаева в окружении вооружающихся сельчан. Перед нами гордая и самоотверженная Женщина-осетинка... Символ самой Матери-Земли, призывающей на защиту родного очага. Ее фигура в длинном платье, с высоко поднятыми руками – воплощение ненависти и непримиримости к врагу.

Кяба Гоконаева явилась также прототипом фигуры, завершающей монумент скульптора М.Н. Дзбоева в Дигоре: беззаветно защищающая родное село женщина с платком-знаменем в руках...

А жизнь, как известно, не всегда идиллична. Вдруг нагрянуло жестокое и смертельно тяжкое время – Великая Отечественная война, опалившая всю страну.

Не женщин ли высочайшая духовная крепость явилась основой подвига, равного которому нет на Земле?! Именно они, женщины, матери первыми прошли самую жесткую проверку на непокорение врагу; не боясь испытаний, подняли своих мужей и сыновей на отстаивание истерзанной отчизны. Красота и величие осетинок возвышали их воинский дух: "Хæххон хъæбатыр цæргасау, гъей! Дардыл йæ базыртæ куы райтындзы, гъей! Карз тохы кæны йæ бæсты сæрвæлтау... // Подобно бесстрашному горному орлу, гей! Расправив свои крылья, гей! Отважно сражается за Родину, гей!".

Героическая песня сложена мужчинами в честь отважных дочерей Северной Осетии. В ней сравнивают женщину-осетинку – летчицу Илиту Даурову, кадрового офицера связи, майора Веру Салбиеву, майора медслужбы Веру Ревазову, стрелка-радиста бомбардировщика М. Мильдзихову, полковника медслужбы, удостоенную 23-х наград, в том числе орденов Ленина и Красного Знамени, Софью Саламову, учительницу Чабахан Басиеву, а также Аминат Козыреву, Даухан Дзгоеву, Нину Слонову и многих других – с горным орлом...

Протест против войны, несущей людям одни лишь бесконечные страдания, выражают образы матерей семи братьев Газдановых, пяти – Кесаевых и Хестановых, четырех – Хадарцевых, Дарчиевых, Кцоевых – из Алагирского района...

Несмотря на горечь утрат в трагическое время и осуждение войны, единственное разумное естественное состояние, отвечающее самой природе человека, смыслу и цели пребывания на земле – мир и счастье (М. Булкаты). Эти слова разделяются всеми во имя жизни. В своей высокой человечности Е. Уруймагова, Р. Кочисова, Р. Хубецова, Дз. Туганова, С. Икаева, Д. Билаонова, С. Ревазова, П. Боллоева, Ф. Бутаева, С. Дзугаева, И. Гогичаева, Ж. Плиева, Л. Канукова, З. Хабалова, З. Салагаева, А. Хадарцева, З. Суменова, Т. Хамицаева, Э. Тотрова, Д. Албегова и мн. др. воспринимаются личностями, несущими добро, милосердие, любовь и множащими боевую славу отцов в мирном труде. Идеалы отцов являются, как видим, источником жизнестойкости не только сыновей, но и дочерей.

Заслуживает отдельного внимания Женщина. Осетинка. Человек мира. Дирижер Вероника Борисовна Дударова, творческий путь-подвиг которой – свыше 50 лет за дирижерским пультом. Удивителен тезис, с которым Вероника Борисовна прошла его: "Главное в жизни – музыка, остальное не столь важно". По прекрасному определению А.С. Дзасохова, Вероника Дударова – "это гармония, это интеллект и пластика, величие и обаяние, профессионализм и талант общения. Это женственность, не растворившаяся в сугубо мужской профессии, а поднявшая эту профессию на еще большую духовную и нравственную высоту. Это та отдушина в нашем достаточно жестком прагматичном бытии, где действительно уходят на второй план политика, коммерция, вся суета сует, и остается Музыка, уступающая, по мнению гения, лишь одной любви". Эти строки взяты нами из представления А.С. Дзасоховым монографии о Веронике Дударовой, написанной тоже женщиной-осетинкой, первым доктором искусствоведения Татьяной Эльбрусовной Батаговой.

Т.Э. Батаговой удалось передать не только преображающую людей магию Вероники Дударовой, но и влюбить нас в ее щедрую музыкальную душу. У автора получилось показать, что В. Дударова неотделима от музыки, живет и дышит ею, а также сроднить и нас с исключительной аурой и магической силой таланта первой женщины-дирижера, дарованной нам, людям, благосклонной Судьбой.

В заключение хотелось бы высказать мысль о том, что женщины-героини эссе – средоточие национальной системы мировосприятия и миропонимания, а также своеобразия духовно-эстетического пространства осетин; результат слияния с природой и горами, давший стержень национальной культуры, "непохожесть" сакрализации национального мира, уникальную шкалу ценностей, сложившейся на текстах "Нарты кадджытæ" (Сказаний о нартах).

Автор: Елена БЕСОЛОВА, главный научный сотрудник, доктор филологических наук, профессор СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН

"Северная Осетия"