Статья доктора филологических наук, профессора СОИГСИ Е.Б. Бесоловой в научно-популярном проекте "Женщина в зеркале осетинских традиций" в газете "Северная Осетия".
"Больших и маленьких народов нет.
В любом – добро и зло, и тьма, и свет.
Велик же тот, в ком меньше тьмы и злобы
А вот добра и света – ярче след"
(И.Г. ГУРЖИБЕКОВА).
Свет и Добро – от Женщины, высокий статус которой с древнейших времен у предков (скифов, савроматов, сарматов, алан) и у осетин легко прочитывается в нартовском эпосе, мифах, легендах, сказках, в малых жанрах фольклора и в быту, что находит подтверждение в материалах археологических раскопок и этнографических зарисовках.
Образ савроматских женщин-воительниц приобрел удивительную популярность: амазонки вошли в античную литературу и изобразительное искусство. И у скифов были вооруженные женщины; известны они и в средние века у аланов; и хоронили их соответственно: "В склепе оказалось погребение молодой скифской царицы. Наряд ее – самый богатый из когда-либо открытых в скифских царских курганах. Всё здесь блестело золотом: головной убор был расшит крупными золотыми пластинами, золотыми бляхами была расшита и вся ее одежда и башмачки. Не менее богатыми были и украшения царицы. На шее ее была массивная золотая гривна весом в 478 г, украшенная на концах семью фигурками львов, крадущихся за молодым оленем. На висках – крупные золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини; на руках – три широких золотых браслета. Все пальцы рук "царицы" унизаны золотыми перстнями, всего их было одиннадцать (на одном пальце – два)" (Б. Мозолевский).
Картина "Гадзи Бадтиева едет на военный совет" М.С. Туганова. Чем не яркая иллюстрация к высокому общественному статусу женщины-воительницы, воспетой в стихах и прозе?! Всматриваешься в лицо этой величественной осетинки и поражаешься: откуда эта царственность осанки, возвышенность духа?! Военный совет и Женщина… Думается, что лишь исключительные качества истинного воина – холодный разум и самообладание, храбрость и поразительное понятие чести, неординарность мышления и личностный авторитет, непреклонность в деле и верность слову – могли позволить Женщине принять участие, наравне с мужчинами, в активном обсуждении жизненно важных вопросов на военном совете.
В античных сказаниях на иранские сюжеты женщина является правительницей и предводительницей войск, что объясняется более почетным положением женщины у номадов – древнейших иранцев. Уже в первобытную эпоху девушки тренировались вместе с мужчинами и умели сражаться порою лучше них. Известно, что в период правления Ахеменидов женщины-правительницы существовали в Анатолии, где еще с хеттских времен их положение было достаточно высоким.
Бескрайние просторы евразийских степей в древности подвластны были легендарным воинам-кочевникам скифского ареала: сакам, массагетам, сарматам и скифам. На протяжении тысячелетий, с VIII по IV век до н.э., они наводили ужас на цивилизации Востока и Европы: Греции, Рима, Египта и Персии. У ираноязычных кочевников середины I тыс. до н.э. женщины-воительницы – царица массагетов Томирис, сакские правительницы Зарина и Спаретра, царица сарматов Амага – стояли во главе своих царств и в мирное время, и в военное.
Скифская царица Томирис… Семантика имени: др. иран.*tahmirih < авест. *tahma-rayiš – ‘прекрасная обликом’; или дословно: ‘Та, чьим великолепием является облик, фигура’ <. авест. *tahma-rayiš ‘роскошь, богатство’… Родилась в начале VI века до н.э. в семье легендарного царя массагетов Спаргалиса (Спаргапифа) – вождя всех массагетских племён, который славился острым умом, блестящей тактикой ведения войн и невероятной способностью решать междуусобные конфликты между вождями соседствующих племен. Мать Томирис умерла при родах, и девочка стала радостью и надеждой отца. Томирис в пять лет ловко управлялась с лошадьми, прекрасно держалась в седле; в шесть – уверенно держала короткий меч, а вскоре и другие виды оружия. Будучи подростком, метко стреляла из лука с обеих рук, нередко побеждала на скачках. Девушка превратилась в решительную и грозную воительницу. Во время одного из празднеств, устроенных Спаргапифом, к царю скифов прибыли гости – тиграхауды во главе с красавцем Рустамом. Томирис предложила каждому из воинов состязаться с ней в своём искусстве. Во время противостояния с Рустамом тот уступил первенство Томирис, после чего она сняла пояс и бросила его на землю, что означало: девушка готова стать его женой.
Жизнь в браке разочаровала Томирис: муж проводил дни в празднестве и разгулах; у Рустама не было тех честолюбивых планов и амбиций, которые вели по жизни Томирис. Единственной радостью для неё был сын – Спаргапис. После смерти царя Спаргапифа и скорой кончины мужа Рустама именно Томирис возглавила племена кочевников, но многие вожди племени, недовольные тем, что ими руководит женщина, пытались её свергнуть (Геродот). Всю свою молодость Томирис боролась за право возглавить массагетов и доказала это своей отвагой, доблестью и преданностью своему народу.
Узнав о нападении Кира II, Томирис приказала массагетам уйти в степь. Кир, в свою очередь, решил применить военную хитрость для захвата: сделал Томирис предложение, восхваляя ее красоту и ум, чтобы спасти свой народ от кровопролитной войны. Проницательная Томирис поняла, что персидскому правителю нужно лишь ее царство, и отказалась. Военная кампания началась для персов успешно. Массагеты старались не ввязываться в серьезные столкновения, отступая перед персидской армией. Это была тактика заманивания противника в степь. Массагеты отбивались от преследователей на своих быстрых конях. Так персы подошли к Джаксарте. Здесь Кир снова решил прибегнуть к хитрости. Он приказал разбить лагерь и отравить всех раненых и больных воинов, устроив засаду у реки. Массагеты во главе с сыном Томирис, Спаргаписом, напали на лагерь ночью, но не встретили сопротивления и решили, что персы бежали. Празднуя победу, они выпили отравленное вино, оставленное персами. Когда большая часть массагетов уснула, персы расправились почти со всем отрядом. Сын Томирис попал в плен. Узнав о том, что случилось с ее сыном и войском, царица послала к Киру глашатая с требованием освободить сына, попавшего в плен "хитростью, а не в битве сил". Кир отказался. Спаргапис же покончил с собой, не желая, чтобы Кир использовал его для манипулирования Томирис (Страбон).
Как только мать узнала о смерти сына, напала на персов. В битве в степи массагеты обрушили всю свою мощь и ярость на персидскую армию. "Царь царей" был убит. По приказу Томирис Кира Великого обезглавили и распяли. Томирис приказала наполнить винный мех человеческой кровью и, опустив в него голову Кира, проговорила: " Ты жаждал крови, царь персов, я исполняю свою угрозу и даю тебе напиться крови досыта!".
После победы Томирис над Киром царица стала символом свободы и силы сакской и массагетской армий. Известно, что мудрая правительница совершила немало военных реформ: создала тяжёлую кавалерию, многотысячную женскую армию; ввела применение знамён; внедрила особые приёмы во время атаки: кочевники, спрятавшись за спинами лошадей, пускали их вскачь по степи, чтобы обмануть врага. Но, приблизившись к противнику, всадники выпрямлялись, и враг, ошеломлённый внезапностью, подвергался атаке (Иордан).
Сакская царица Зарина, как и Томирис, была наделена лучшими качествами воительницы, обладавшей, наравне с мужчинами, воинской доблестью.
Парфяне, отложившись от мидийцев, передали свою область сакам, что послужило поводом для многолетней войны между мидийцами и саками, у которых правительницей была женщина по имени Зарина (Заринея), обладавшая необыкновенной смелостью, несравненной храбростью и преданностью военному делу; женщина, деловыми качествами и инициативностью во всем затмевавшая других сакских женщин. В источниках описывают Зарину не только как воинственную, но и как красивую и мудрую правительницу своего народа. Благодаря ее умелому руководству были покорены все окрестные народы, внутри же страны жизнь была налажена настолько хорошо, что счастье вошло в каждый дом (Диодор).
Известно, что Зарина была женой сакского царя Кидрея, погибшего в войне с мидянами. В те времена (VI век до нашей эры) саки вели войну с мидийцами. Царице пришлось возглавить свой народ. Чтобы выиграть ту войну, царица Зарина выходит замуж за парфянского царя Мермера (Мадия или Мармарея), который становится также и военачальником войск объединенной Скифии и Парфии.
Зарина не только превосходила всех красотой, но и военным талантом и силой оружия смогла подчинить соседних варваров, стремящихся завоевать саков. В очередной битве царица, будучи ранена и преследуема мидийским царем Стриангеем, оказывается им же самим спасенной.
Проходит время. Новый муж царицы Зарины, в нарушение договоренности с мидийцами, сам атаковал их пехоту и захватил их царя. И уже сам Стриангей попадает в плен к Мармарею. Зарина силится помочь ему освободиться из плена, но получает отказ. По её указанию телохранители убивают нового мужа царицы; Зарина не только освобождает, но и передает мидийскому царю его область и устанавливает с ним дружеские отношения. И воцаряется мир между среднеазиатской Скифией и Мидией. Со временем взаимоотношения Стриангея и Зарины перерастают в нечто большее. Но царица твердо отвергает страстную любовь мидийского царя, напоминая ему о его жене, Рэтее.
В источниках отмечается и вклад Зарины в развитие градостроительства ("привела значительную часть страны в возделанный вид, немало городов выстроила"), и забота царицы о своих соплеменниках ("создала народу счастливую жизнь"). Вызывают уважение у древних авторов и такие качества царицы, как справедливость, твердость в принятых решениях, высокая нравственность; что же касается отношения к мидийскому царю Стриангею, то для царицы саков благополучие своих подданных было важней и любви, и Парфии, которой пришлось поступиться (Ктесий).
Народ саков после смерти Зарины, в знак признательности и благодарности, воздвиг ей гробницу в форме пирамиды, на вершине которой установил колоссальную позолоченную статую, приравняв царицу к героическим личностям общества саков.
Анналы содержат интересную информацию о женщинах саков: они "сражаются наравне с мужчинами ... на лошадях"; "наравне с мужчинами стреляют из лука назад, притворяясь бегущими"; греческий историк Ктесий также отмечает, что сакские женщины очень отважны, помогают своим мужьям в военных опасностях. К примеру, жена сакского царя Аморга, Спаретра, имевшая в своем подчинении 300000 человек, собрала войско, состоявшее почти наполовину из женщин, и освободила Аморга из плена (И. В. Пьянков).
Сарматы – потомки амазонок и скифов. Женщины сарматов поддерживали культ матери, принимали непосредственное участие в войнах и грабительских набегах. Были воинственны, прекрасны, тщательно следили за своей внешностью, о чем свидетельствуют бронзовые зеркальца. Специфической чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, являлось высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами, и это объясняет, почему в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали кроме украшений и предметы вооружения. О сарматских женщинах-воительницах сообщали, в частности Геродот, что они "ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага".
Сарматская царица Амага (рубеж III и II вв. до н. э.), жена царя сарматов Мидоссака, была женщиной умной и воинственной. Сам Мидоссак все свое время отдавал разгулам и пьянству, и Амага чинила суд и расправу, отражала набеги врагов. Слава о ней разнеслась по всей Скифии, так что жившие на Таврическом полуострове херсонесцы, обижаемые царем соседних скифов, попросили царицу Амагу принять их в число союзников. Сначала Амага послала скифскому царю предупреждение прекратить свои набеги на Херсонес. Но царь не внял приказу. Тогда она выбрала 120 человек, сильных душою и телом, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними в одни сутки 1200 стадий (190–220 километров), внезапно явилась ко двору царя и перебила всех стражей, стоявших у ворот. Скифы пришли в смятение от неожиданности и вообразили, что нападающих не столько, сколько они видели, а гораздо больше. Амага же, ворвавшись с отрядом во дворец, убила царя и бывших с ним родственников и друзей. Страну отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого, приказав ему править справедливо и, помня печальную кончину отца, не трогать эллинов и варваров (Полиэн). Её внучка, принцесса Гипсикратия, была женой Митридата VI.
Образы воинственных женщин, участвовавших в достоверных исторических событиях, описанных греческими историками, нашли отражение в источниках, фольклоре и литературе, в монументальном и прикладном искусстве. К примеру, скифская царица Томирис – в работах Рубенса, Аллегрини, Луки Феррари, Гюстава Моро, Маттиа Прети, Андреа дель Кастаньо и Северо Кальзетта да Равенне; сакская царица Зарина воспета романтичным Байроном; сарматская царица Амага – источник вдохновения для древнегреческих мифов об амазонках, а также научно-популярного фильма "Сокровища сарматов".
Женщины-воительницы были не только продолжательницами рода, но и удивительными героическими личностями, оставшимися в Истории благодаря уму, сильному характеру, мудрости, красоте, благородству и воинской доблести.
Эти качества сполна унаследовали и Гадзи Бадтиева, и многочисленные аланки-осетинки, которые беззаветно и самозабвенно защищали свой народ и родную землю во все времена. Они оставили также богатый и завидный след в Истории: покорение умом, благородством, образованностью и красотой (ср. Елена, жена Ярополка, великая княгиня Киевская; Алёна Ясская, жена Андрея Боголюбского; Мария Шварновна, жена Всеволода, – супруги сыновей Юрия Долгорукова и др.).
Женщины-воительницы, которым никто не был равен в искусстве владения луком и копьем, воспринимались во все века как символ чистой и целомудренной Природы, дарующей миру Сына человеческого – высшее "Я".
АВТОР: ЕЛЕНА БЕСОЛОВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА