Наряду с Ахсартаггата и Бората – один из трех нартовских родов. К нему относятся Умар, Аца, Ацамаз, Алымбег и его сын Тотрадз, Эльда, Уасанаг, Бырсаг и его сын Елтаган, Ахлау, в отдельных вариантах – Сослан (Созырыко). По другой версии, Алагата берут свое начало от нарта по имени Алаг.
М. Туганов. «Ацамаз играет на свирели»
Жили Алагата в Среднем квартале (Астæуккаг сых) селения Нартов. В текстах, изданных К.Ц. Гутиевым, Алагата жили в Нижнем квартале, который был известен под названием Фæснартхусдзæгат. В кадаге "Как исчезли Алагата" Алагата предстают разбойниками.
Известно, что каждый из трех родов обладал специфическими функциями. Алагата занимали особое положение: они были "сильны умом". На их территории находился общий дом, где все нартовское общество устраивало кувды – ритуальные пиршества, аналогичные скифским победным пирам. Дом этот был и местом судопроизводства. В период между двумя походами нарты проводили время если не на Ныхасе, то в большом доме Алагата. "Приготовились Алагата, – читаем в сказании "Алагата", записанном Джантемиром Шанаевым, – все, что Бог создал из напитков и съестного, было у них. Потом пригласили они нартов; расселись нарты рядами. Во главе одного ряда старшим сидел Урызмаг, другого – Хамыц, третьего – Созырыко, четвертого – сын Хыза Челахсартаг, из фарсагов, человек зажиточный. Затем начали они пить, возносить тосты. Прислужником был Сырдон. Затем начали пить они через силу. Заспорили Созырыко и сын Хыза…". И далее идет описание подробностей соревнования в танцах между двумя героями. Нарты обычно исполняли симд на вершине горы или на крыше дома Алагата. В доме Алагата нарты гадают по лопаточной кости жертвенного животного.
У Алагата хранилась чудесная чаша Уацамонга. Представитель рода Алагата участвовал в третейском суде. На девушке из рода Алагата был женат самый уважаемый нарт Урызмаг. Как правильно отметил Ж. Дюмезиль, на первый взгляд, функциональное значение рода Алагата проявляется не столь четко, как у других двух родов, "поскольку понятия "богатство" и "воинственность" представляются при определенных военных и экономических условиях более простыми и неизменными, чем религия…". Алагата не участвуют ни в каких столкновениях и никогда не упоминаются среди участников походов, о них в эпосе нет прочной традиции. Алагата реализовывали жреческую функцию, устраивали общенартовские пиры – высшее священнодействие, так как "пиры такого рода – важнейший религиозный культовый акт общественной и частной жизни". Алагата занимают руководящую позицию в обществе. На всех пирах нартовских родов гостей принимали Алагата, а во главе длинных столов усаживали наиболее отличившихся героев. В эпосе нередко встречаются слова: "Ступайте быстро в большой дом Алагата, сядьте в семь рядов". На правах хозяев Алагата определяли правила поведения за столом, равно как и истинность сказанного. Их потенциальные функции начинаются с торжественного выноса на пиршество (кувд) хранящейся у них волшебной чаши Уацамонга. Алагата сами распоряжаются посудой, сами организовывают различные соревнования: кто отличится в походе, кто лучше станцует с чашей на голове, не пролив ни капли, и т.д. У них же обыкновенно устраиваются все общественные народные собрания.
На общенартовских кувдах часто решались и судьбы стариков: их умерщвление насильственным или иным путем. Однажды нарты задумали подобное против престарелого Урызмага на пиршестве у Алагата, но благодаря прозорливости Шатáны Урызмаг был спасен Батрадзом, спустившимся с небес. В версиях соседних народов род Алагата носит те же функции: у черкесов – Аледж, сохранился он также у балкарцев и карачаевцев, сванов. По исследованиям Ж. Дюмезиля, первоначально обществом руководили Алагата, но постепенно власть перешла к носителям силы – Ахсартаггата.
Алагата занимали особое положение: они были «сильны умом». На их территории находился общий дом, где все нартовское общество устраивало кувды – ритуальные пиршества, аналогичные скифским победным пирам. Дом этот был и местом судопроизводства. В период между двумя походами нарты проводили время если не на Ныхасе, то в большом доме Алагата.
В некоторых текстах к роду Алагата принадлежат Созырыко, безымянная девушка, ставшая женой Урызмага, Албег, Бырсаг и его сын Елтаган, Сайнаг-алдар и некий Ахлау. В некоторых сказаниях к роду Алагата причислены даже Бурафарныг, который, согласно большинству кадагов, является наиболее ярким представителем рода Бората, и Батрадз. С Алагата сближается род Ацата. А.Р. Чочиев даже предполагает узурпацию функций Алагата родом Ацата.
О происхождении названия "алагата" высказаны различные мнения. В.И. Абаев распознавал в этом слове – "лæг" (человек, мужчина); Г. Бейли возводил этимологию к "богатый", "процветающий"; Ж. Дюмезиль полагал, что значением названия рода является "ариец". По мнению Ю.А. Дзиццойты, значение "религиозный деятель", "жрец" могло закрепиться за родом Алагата по той причине, что в старину они рассматривались как "самые высокопоставленные из нартов".
В специальном исследовании, посвященном генезису родо-фамильного имени Алагата, Ю.С. Гаглойти приходит к следующему заключению: "Сравнительный анализ нартских сказаний адыгов, балкарцев и осетин, в которых упоминается имя Алагата, не подтверждает мнение о его западнокавказском (адыгском) происхождении. Адыго-балкарско-осетинские сюжетные параллели, связанные с фамильным именем Алигата-Алиговы, свидетельствуют о том, что как в балкарские, так и в адыгские (кабардинские, абхазские) нартские сказания это имя и основные сюжеты, с ним связанные, проникли из нартского эпоса осетин". Ю.С. Гаглойти считает наиболее безупречной (и фонетически, и семантически) связь эпонима с понятием "ариец", предложенную Ж. Дюмезилем.
АВТОР: ЛЮДВИГ ЧИБИРОВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РОССИИ, ЗАВ. ОТДЕЛОМ ЭТНОЛОГИИ СОИГСИ ИМ. В.И.АБАЕВА; КОНСТАНТИН РАХНО, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА УКРАИНСКОГО ГОНЧАРСТВА В ОПОШНОМ