Фразой "Фарн уӕм бадзурӕд, хорз адӕм!" – "Да обратится к вам Фарн, добрые люди!" – начинают свою речь выступающие перед народом. Это обращение призывает к вниманию к выступающему, к произносимой речи, и это, безусловно, действует.
Осетины связывают с Фарном что-то благое, жизнеутверждающее, славное и необходимое в жизни, но мало кто задумывается о значении, происхождении этого понятия, каково его содержание и проявление в осетинском быту.
В "Осетинских этюдах" академика В.Ф. Миллера отмечается, что Фарн – это мир, счастье, изобилие. В.И. Абаев в сборнике статей "Осетинский язык и фольклор" слово "фарн" обозначил как небесную благодать, высшую силу и даже доблесть ("хсарт"). Позже в "Историко-этимологическом словаре осетинского языка" В.И. Абаев дает развернутую характеристику этому слову – понятию: "Фарн/ фарнӕ – общеиранское полурелигиозное понятие, точное значение которого трудно определить; будучи дериватом неба-солнца, оно обозначало все то благое, источником чего древние мыслили небо-солнце: небесная благодать, благополучие, преуспевание, благопристойность, мир, тишина". Он также приводит разные формы этого слова: фӕрныг (богатый, щедрый); фӕрнджын (наделенный Фарном) и разные формулы с употреблением слова "фарн". В.И. Абаев возводит это слово к иранскому "хварнах" от "хвар" – солнце и его производных в иранских языках. Причем это слово входит и в личные имена, особенно, в скифо-сарматские. И, что интересно – оно присутствует в осетинском фамильном имени: это Фарниевы и Фарнион, представительница этого рода.
Археолог Б.А. Литвинский в своем исследовании "Кангюйско-сарматский фарн" заглянул в исторические корни понятия "фарн", в его материальное воплощение. Оказалось, что Фарн у древних воплощался в образе солнца и в образах разных животных: барана, кабана, лошади, собаки, хищной птицы и других. Обычно это – ручки сосудов. Особенно много таких сосудов было у сарматов. Причем превалирует изображение барана. Еще ранее Фарн в зороастрийских книгах обозначал "непобедимый", а в Авесте – "спутник неба" и иногда появлялся в виде пылающего огня.
Фарн – это "огненный баран". Но как он воплощен у алан и осетин? Изображение барана обнаружено пока только одно: это глиняный сосуд в виде барана, найденный в аланском могильнике у с. Едыса. Зато довольно часто Фарн воплощался в закрученных рогах символ барана присутствует у осетин с древнейших времен. Еще в позднебронзовом веке это были булавки и даже маленькие подвески в виде баранов. У алан тоже были булавки с так называемыми двойными волютами – головки булавок в виде закрученных рогов, стилизованные закрученные рога на кожаных чехлах зеркал.
Можно вспомнить и фигурные пластинки на дверях святилища Рекомы Уастырджи. А закрученные рога – основной элемент осетинского орнамента. Есть и другое воплощение Фарна у осетин – это множество изображений многолучевой розетки, солнца, на деревянных предметах – креслах, надочажных столбах, питандерах (чъирифыссӕн).
Таким образом, Фарн у осетин укоренен основательно, не говоря уже о лексике, т.е. в различных пожеланиях и даже в антропонимии.
Обычное в устах осетина пожелание во время посещения дома в качестве гостя – "Фарн уӕ хӕдзары! – "Да пребудет Фарн в вашем доме!", на которое хозяин отвечает вместо логичного "Спасибо!" – "Фӕрнджын у!", "Будь исполнен Фарна!"
И еще одно функционально важное упоминание Фарна: громкий возглас при вводе невесты в дом жениха "Фарн фӕцӕуы!" – "Фарн шествует!".
Попал Фарн и в застольную песню "Айсӕй, аназӕй! – "Возьми, выпей!". "Фӕрнджын мигӕнӕн равдӕлонкӕн!" – "Опорожни посудину, наделенную Фарном!". Даже в быту осетин существует особо почтительное отношение к понятию Фарн. Фарн можно обидеть и тем самым навлечь на себя неприятности. Например, неприлично было и возбранялось за разговором мужчин упоминать супругу, детей. И, чтобы избежать недовольства Фарна, принято было говорить: "Дӕ Фарн бирӕ, фӕлӕ мӕ бинойнаг (мӕ чызг, мӕ лӕппу) загъта ӕуый ӕмӕ ӕуый.." – "Да будет твой Фарн велик, но моя супруга (моя дочь, мой сын) сказал то-то и то-то".
Кроме того во время застолья считается неприличным упоминать некоторых животных – змею, собаку, свинью, осла. Перед их упоминанием следует произнести "Табу фынджы Фарнӕн" – "Будь славен Фарн стола". Этой же фразой предваряют упоминание неприличных слов, касающихся определенных частей тела, и неприличных действий.
Примеры говорят о том, что есть Фарн не только всеобщий, но и Фарн собеседника, а также стола. До сих пор детям под Новый год пекут фигурные хлебцы – фыркъатӕ (барашки). А в Даргавсе есть святилище в честь барана "Фыры дзуар" – ему молятся в надежде иметь потомство.
Фарн у осетин довольно распространенное понятие. Например есть фольклорный ансамбль "Фарн" (Южная Осетия), магазины "Фарн" (во Владикавказе и в Цхинвале), передача ГТРК "Алания" "Фарны хабӕрттӕ" – "Вести, снабженные Фарном".
Закончим нашу статью пожеланием Фарна себе и читателям в помыслах и деяниях – "Фарн нӕхъуыдыты ӕмӕ нӕ миты, зынаргъ газет кӕсджытӕ!"
АВТОР: Р.Г. ДЗАТТИАТЫ