Топонимы могут явиться единственными следами исчезнувших народов и языков, способствовать выяснению важнейших вопросов истории, географии, этнографии и лингвистики. Имея ярусное строение и являясь смешением разных по времени образований, эти "красноречивые свидетели прошлого" переносят нас через века и тысячелетия, позволяют изучать языковые явления прошлого географически, определяя их пространственные границы.
Названия, как факты языка, прикрепленные территориально, "своего рода исторический документ", возникают в определенные исторические эпохи и связаны с общественной жизнью и хозяйственным укладом народа, с конкретными историческими событиями, внося ясность в его этногенез, расселение, размещение и путей миграций, но порою бывают обусловлены особенностями географического объекта. Проиллюстрируем данное положение активностью этнонима алан в образовании топонимов в Западной Европе; исходя из географического содержания термина, ареал распространения этнотопонима.
По Б.С. Бахраху, в небольшом районе северо-запада Швейцарии и далее к западу Франции сохранились некоторые названия, указывающие на бывшие аланские поселения. Около 25 миль к северо-востоку от Лиона находилась группа из трех небольших городков Ален, Аленс, Аланьер. Около 25 миль к востоку – северо-востоку в окрестностях Бурга находится город Аллень. За швейцарской границей около 30 миль к востоку и в окрестностях Женевы протекает река, ранее называвшаяся Аландон, а далее к северу и к востоку около 5 миль к северу от Лозанны находится город Алленс. Археологические материалы в некоторой степени подтверждают возможность существования в данных местах раннесредневековых аланских поселений. По всему этому району разбросано значительное число захоронений деформированных черепов. Однако обычай деформации черепов маленьких детей путем связывания их одеждой или сыромятной кожей давно известен у многих центральноазиатских кочевников. Некоторые из тех, которые знают этот обычай, слились с аланами. С середины V в. здесь распространены захоронения исключительно в районах с аланской топонимикой.
Граница империи по Рейну была большей частью незащищенной. И франки, проживающие по Рейну, и сарматские военные поселенцы, которые занимали еще в IV в. земли дальше к западу и держали вторую линию обороны, оказались неспособными остановить вторжение в 406 г.
Сарматы были поселены в колониях, начиная с Амьена – на севере, через Сермез (департамент Уаза), Сермуаз (деп. Эна), Реймс, Сермьер (деп. Марна), Сермьез ле Бен (деп. Марна) и Лангре на юге. Эти поселения были учреждены с целью защиты наиболее важных дорог и городов, тем более что в Амьене, Суассоне и Реймсе располагались также значительные мастерские по производству оружия.
Зимой 406 г. аланы и вандалы перешли Рейн. Угроза, нависшая над Галлией, для римлян стала очевидной, и они стали предпринимать усердные попытки перетянуть хотя бы часть алан на сторону Рима. Во главе тех аланов, которые были поселены в Галлии для ее защиты, стоял аланский военный предводитель Гоар, союзник империи.
Топонимика дает возможность определить приблизительное расположение части поселений, в которых были размещены люди Гоара.
Это – Аллен (деп. Сомма) находится около 30 миль к востоку от Амьена и Суассона. В 25 милях к юго-востоку – Аленкурт (деп. Эна): он контролирует дороги из Турне в Суассон и в Реймс. Далее, к юго-востоку расположен Алландюи (деп. Арденны) и другой Аленкурт (деп. Арденны): оба пункта контролируют дорогу из Калони в Реймс и расположены в 35 и 25 милях, соответственно, от Реймса. К югу от Реймса находятся Алланкурт (деп. Марна) и Сампиньи (деп. Марна). Алланкурт расположен всего в нескольких милях от Сермьера. Другой Сампиньи находится в 30 милях восточнее Сермез-ле-Бен и контролирует дорогу из Тула к Вердуне. Слово Сампиньи происходит, по мнению Б.С. Бахраха, от аланского имени Самбида, хотя вследствие близкого родства аланского и сарматского языков невозможно определить с уверенностью, аланами или сарматами были именованы эти города.
Другой населенный пункт, Алламон (Мёрт и Мозель), находился на возвышенности, контролирующей дорогу из Мец через Верден к Реймс. К югу от Мец по дороге в Тул лежит Аленкурт-ля-Кот, а прямо к югу от Тул на пути в Лангре находится Ален (Мёрт и Мозель) и Алленвилль (деп. Верхняя Марна).
На протяжении четверти века Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима. Приблизительно в 442 г., когда Аэцию стало ясно, то больше не может положиться на гуннов, он обратился к Гоару с предложением поселить часть своих людей в Орлеане с целью контролировать армориканскую дорогу и удерживать вестготов от расширения своей территории к северу к Луаре. Гоар поселил значительную часть своих людей в Орлеане и в областях к северу, затем переместил собственную столицу в Орлеан.
Топонимические названия позволяют определять некоторые места, в которых, возможно, были поселены аланы. Это – Ален (деп. Эр), Аленкурт (деп. Эр), Ле Аллен (деп. Эр), Алленвилль-ан-Дроне (Эр и Луар), Алленвилль-о-Буа (деп. Сена и Уаза), Алленвилль-ан-Бес (деп. Луар), Куртален (Эр и Луар) и Алленс (Эр и Луар).
Аэцием были изданы особые распоряжения, предписывающие местным землевладельцам поделиться землями с аланами и принять их как гостей. Но поддержать требование Аэция они отказались, мало того, пытались оказать аланам вооруженное сопротивление. Аланы во главе с Гоаром подавили его, вытеснив значительное число галло-римлян, захватили их земли и, тем самым оказавшись в большинстве, дали тем местам свои топонимические названия. Аланские поселения – от Орлеана на Юге и до Алена-на-Сене на севере – осуществляли контроль Армориканской дороги.
Известно также, что в знаменитой битве у Шалона, когда Аттиле удалось осадить Орлеан, Западная Европа была спасена от угрозы гуннского нашествия, и в этом значительную роль сыграли аланы. В этом сражении аланские силы занимали центральное место; справа от них находились римляне, слева – готы. В центре же гуннского войска располагался сам Аттила со своими отборными воинами. Римляне на правом фланге занимали возвышенность и отражали атаки неприятеля, в то время как аланы в центре стойко сдерживали натиск Аттилы.
Согласно источникам, замечает Б.С. Бахрах, аланы и их потомки оставили определенный след в истории Западной Европы в период раннего средневековья, и эти сохранившиеся до наших дней материалы подтверждают наличие огромного количества топонимических названий в Орлеане, содержащих слово алан: "В исторической провинции Орлеане есть около ста населенных пунктов, напоминающих о пребывании этого народа: Ален, Аленвиль; вероятно, что отсюда происходит также французское имя – Ален, зафиксированное в источниках с 6 в. н. э.". В римской системе госпиталитета было принято давать аланские названия всем тем местам, на которых поселялись аланы, даже если это были небольшие поместья. К примеру, если поместье или имение переходило во владение алан, то получало название Алленвилль или же Аленкурт.
Но вследствие серьезных искажений в произношении и написании географических названий, произошедших со времени средневековья и до современности, достаточно сложно прочесть топонимы однозначно.
По Б. Бахраху, современный французский Аленез в средние века назывался Алания как область аланского поселения, так же как и название Аланья в южной Франции и северной Италии; средневековый Алан д’Риано превратился в современный Ландриано, Молендинум де Алана – в Мулин де Лань; Алансонум – Алан-а-Аилан; Алленвилль – Алланвилль – Аилленвилль; или же: Аланум (836г.) – Аламнум (936 г.) – Аилен (1305 г.) – Алленкурт-о-Беф…
Таких орфографических искажений, допущенных при переписке, предостаточно, и лишь археологические, исторические и лингвистические изыскания смогут подтвердить истинность географических названий в аспекте их аланского происхождения или влияния. Эленкурт /Эланкурт, Аленкурт (деп. Эна), Аленкурт (деп. Эр), Аленкурт (деп. Арденны). Знакомый термин кæрт, дающий курт.
В.И. Абаев приводит сведения о культурно-историческом диапазоне осетинского термина kært ‘двор‘, имеющего многотысячелетнюю историю. "От финно-угорских языков, чувашского через осетинский, чеченский, ингушский до армянского: мордов. kardas ‘двор’, ‘хлев’; чуваш. kardá ‘ограждение’, ‘огражденное место‘; венгер. kert ’огражденное место’, осет. kært, чечен. kert ‘изгородь‘; uнг. kärt ‘плетень, забор’". В названиях некоторых населенных мест kert тождествен русскому "город", ср. Степанакерт. И еще об одном. Скифо-сармато-аланская среда служила посредником в распространении этого культурного термина не только между угро-финским и кавказским миром, но и западно-восточным. Например, в "Скандинавской мифологии": Асгард. Небесное селение, крепость богов-асов; согласно пролoгу к "Младшей Эдде" – столица племени асов в центре Азии. В мифах иногда Асгард употребляется как синоним Мидгарда (и наоборот). Семантика слова: "ограда (двор) асов". Или: Мидгард. Один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, обитель людей, в ряде мифологических текстов выступающий как синоним Асгарда. Стены Мидгарда возведены из ресниц первосущества Имира. Дословно "срединный двор", "срединная ограда".
Известно, что в хозяйственной жизни оседлого человека центр мира – двор, центр двора – дом; центр дома – очаг. Широкий просторный двор идентифицируется с птицей Феникс – не заслоняет солнечный свет, приходящий с юга.
Сохранившиеся по настоящее время многочисленные топонимы содержат имя аланов или сарматов: Испания. Аланис. Алано, на гербе города – изображение двух аланских псов – канис Алани. Северная Италия. Аланья. Алано-ди-Пьяве. Сармато.
Тенденция изучать историю и культуру народа в тесной связи с языком высвечивает его роль хранителя и выразителя народной культуры, в которой топонимы являются частью фоновых знаний носителей данного языка и культуры.
АВТОР: ЕЛЕНА БЕСОЛОВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ДИАНА СОКАЕВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ВНС, СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА