Освещение вопросов, связанных с вооружением, важно как в этнографическом аспекте – для реконструкции истории военного дела осетин, так и в лингвистическом: ознакомление с архаичными элементами в материальной культуре осетин и родственных им племен способствует восстановлению терминов, связанных с их военным искусством.
Линию клинкового холодного оружия скифо-сармато-алано-осетин, характеризующегося наличием лезвия вдоль продольной оси оружия, длина которого больше, чем длина рукояти (боевая ударная часть), составляют мечи: акинак, фæринк кард, æхсар; сабля – æхсаргард; кинжал – хъама; боевой нож – кард.
Изучением военного искусства скифов, савроматов и аланов занимались А.И. Мелюкова, Б.Н. Граков, А.В.Мишулин, К.Ф. Смирнов, А.М. Хазанов, С.С. Бессонова, А.А. Сланов, А.В. Кузнецов, А.Е. Иванеско, Р.Г. Дзаттиаты и др.
Добавим, что военный быт ираноязычных народов древности и Средневековья передан также Нартиадой – организацией военного дела нартов.
Предлагаем обзорную статью о холодном клинковом оружии скифов, савроматов и аланов, выполненную на основе исследований вышеозначенных авторов.
Во второй половине I тыс. до н.э. скифами применялся короткий (40–60 см) прямой железный меч – акина́к, который обладал отличными колющими свойствами и достаточной массой (до двух килограммов) для нанесения рубящих ударов. Больше всего ценился акинак, у которого отсутствовал дол – желоб, продольное углубление на клинке белого (холодного) оружия, на револьверном барабане, инструментах и пр., предназначенное для его облегчения с сохранением прочностных характеристик изделия. Впервые дол появляется на клинковом оружии бронзового века.
Известно, что и племена персов, мидян, саков, аргипеев, массагетов и меланхленов использовали меч-акинак, но в основном он применялся скифами – в религиозных и ритуальных целях.
Меч – священный ритуальный предмет, боевое оружие; воплощает отвагу, силу, культ меча как атрибута бога войны и оружия против демонов сложился в глубокой древности. Предмет преклонения, олицетворение мужского начала, света, разума. У скифов клинку меча вождя ежегодно приносили в жертву несколько лошадей, рассматривая его как образ бога войны. В его символизме кроется удивительный смысл. Меч – оружие для рыцаря, который является защитником сил света против сил тьмы. Ср. в Нартиаде: неспособность нарта "вытащить меч из ножен" – признак его физической немощи и, как следствие, основание для снижения его социального статуса. Представление о "живой энергии" оружия лежит в обычае давать мечам имена. Ср. меч Батраза, Дзус-хъара, сам нападает на нартов и убивает их. Вера в магическую функцию меча делает его постоянным атрибутом погребений и каменных изваяний.
По А.И. Мелюковой, появление предскифского вооружения началось с широкого употребления железа на нашем юге, отсюда и железные мечи во второй половине VIII в. или в начале VII в. до н. э. К предскифскому времени относятся биметаллические мечи и кинжалы с грибовидным навершием и узким прямым перекрестьем. Скифские акинаки, появившиеся в конце VII в. до н. э., не могут быть с ними связаны. Археолог допускает, что в предскифское время изготовляли целиком железные мечи в подражание мечу с железным лезвием и бронзовой рукояткой. Основание: был найден небольшой железный меч, или кинжал (40,5 см) с плоской прямой рукоятью без навершия и перекрестья, клинок с почти параллельными лезвиями, переходящими в треугольное острое. Посреди клинка проходило чуть заметное ребро–утолщение, в результате чего клинок имел в разрезе форму вытянутого ромба.
Мечи-акинаки, по форме близкие к скифским, были широко распространены на территории Иранского Востока в VI–V вв. до н.э.
На гребне и обкладке горита из Солохи хорошо видны скифские мечи, которыми пользовались в рукопашных схватках пешие и спешившиеся воины. Замечено, что мечи и кинжалы в раннескифское время встречаются в скифских курганах значительно реже, обязательны лишь в погребениях "царских" или богатых воинов. Но уже к IV–III вв. до н.э. погребения с мечами и кинжалами заметно увеличиваются в связи с возрастанием этого вида вооружения в скифском военном обиходе, хотя и в IV – III вв. до н.э. мечи и кинжалы не имели столь широкого применения, как лук, стрелы или копья. Большинство скифских мечей и кинжалов имеет двухлезвийные клинки, треугольные, более или менее вытянутые или с почти параллельными лезвиями и коротким острием. Но наряду с ними есть и однолезвийные мечи и кинжалы. По форме навершия они делятся на два отдела: с прямым навершием, брусковидным или овальным; с антенным навершием, простым или зооморфным. Типы внутри каждого отдела выделяются по форме перекрестья – почковидное, бабочковидное и ложнотреугольное, которые имеются и в одном, и в другом отделах. Мечи и кинжалы с брусковидным навершием и бабочковидным перекрестьем по своей форме ближе всего к персидским акинакам, известным на иранских рельефах, например, на гробнице Дария. Но исследователи отмечают, что лишь один тип акинаков наиболее близок к изображенным на персидских рельефах и он является пришлым в ранней архаической Скифии. От этого вида в Причерноморской Скифии появились мечи и кинжалы с почковидным перекрестьем и прямым навершием и еще те, которые имели антенное навершие.
Скифским, независимым от иранских акинаков, было употребление уже в архаическую эпоху сравнительно длинных мечей (более 60 см). Известно, что все изображенные в персидском искусстве акинаки имеют длину не более 60 см. Об этом свидетельствует и способ их ношения. Находка скифского меча скифского типа в одной из кладовых урартской крепости обнаруживает, что мечи, значительно превосходящие по длине переднеазиатские акинаки, появились не позднее конца VII в. до н.э.
Акинак являлся одним из элементов так называемой скифской триады — комплекса предметов, характерных для скифской культуры. Археологические находки акинаков и других составляющих триады позволяют проследить засвидетельствованное Геродотом и Диодором Сицилийским проникновение восточноиранских "царских скифов" через Переднюю Азию и Кавказ до Северного Причерноморья.
Большую близость савроматских мечей со скифскими, особенно для VII–VI вв. до н.э., отметил К.Ф. Смирнов. Происходя из одного источника, они развиваются параллельно, но полное сходство в эволюции форм тех и других не наблюдается. Савроматы уже с конца VI в. до н.э. широко использовали мечи длиной более одного метра, а в Скифии длинные мечи – более 70 см – большая редкость. Широкое применение имели в Скифии мечи с ложнотреугольным перекрестьем, которые, заметим, нехарактерны для савроматов. Но савроматы выработали свои, собственные формы – мечи без металлического перекрестья, мечи с перекрестьем в виде согнутого под прямым углом бруска и мечи прохоровского типа. Что важно: перечисленные формы мечей не употреблялись скифами, но были известны меотам Прикубанья. И еще. Ряд савроматских мечей сближается с сибирскими. Замечено, что сибирское влияние на скифские акинаки гораздо менее заметно.
Савроматские короткие мечи или кинжалы с брусковидным навершием и почковидным перекрестьем зависели от скифских и являлись как бы их продолжением. К примеру, мечи из раскопок В.П. Шилова (Чертомлык, Воронежский курган, курган 8 у ст. Елизаветовской) богато орнаментированы, по сюжету и стилю орнаментации все эти мечи близки друг к другу. На навершии каждого изображена сильно стилизованная фигурка животного с повернутой назад головой; на перекрестье – по два грифона, сидящих друг против друга; на стержне рукояток изображены олень с ветвистыми рогами или сцена терзания хищником такого же оленя. Но на стержне рукояти воронежского меча ряд фигурок одного и того же животного, данных одна над другой. Эти украшения рукояток мечей чрезвычайно близки к орнаментации других предметов, найденных в скифских курганах IV–III вв. до н.э.
Несколько предложений о ножнах скифских мечей. Они делались из дерева и покрывались кожей, но иногда кожу заменяла материя. В богатых скифских курганах вместе с мечами, рукоятки которых были обложены золотой пластиной, сохранились золотые обкладки, покрывавшие поверхность деревянных ножен и поэтому повторявших их форму. Они найдены в курганах разных эпох, поэтому дают возможность судить о формах как архаических, так и более поздних. Форма ножен определяется формой клинка и способом ношения меча. Известны ножны со сходящими книзу сторонами, они соответствовали клинкам мечей треугольной формы меча, и ножны с параллельными лезвиями клинков, бытовавших в VI–V вв. до н.э., то же самое относится и к ножнам. Способ прикрепления ножен к поясу объясняется наличием бокового выступа на ножнах, которое имеет место почти на всех сохранившихся ножнах с золотой оправой. Важной особенностью является и способ ношения, который зависит от формы нижнего конца ножен; она делится на две группы: ножны с расширением на конце и ножны, не имеющие такого расширения.
Короткие мечи-акинаки, вложенные в ножны с расширением на конце, скифы носили, как персы: привязанными к ноге. Так можно было носить только те мечи, длина которых не превышала 53–60 см, это потому, что меч не должен был доходить до колена, иначе воину трудно было бы как передвигаться, так и сидеть верхом на коне и управлять им. Расширение не давало мечу выскальзывать из-под ремня при движении. Скифы широко пользовались ножнами без расширения; это был способ, при котором ножны меча прикреплялись к поясу спереди, ближе к правому боку. Боковой выступ ножен давал направление прикрепленному таким образом мечу от середины пояса к левому колену. Таким способом можно было носить и короткие, и более длинные мечи. Так носили кинжалы, если они имелись на вооружении воина без сопровождения меча. Если же он имел и меч, и кинжал, то последний помещался в одних ножнах с мечом. Но бывали и такие случаи, когда в ножны вместе с кинжалом вкладывали шило, что было обнаружено в Старшей Могиле.
(Окончание в следующем выпуске спецпроекта "СО" "Алания от А до Я".)
АВТОР: Е.Б. БЕСОЛОВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В. И. АБАЕВА. Д.В. СОКАЕВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В. И. АБАЕВА