Официальное принятие Аланией в 914 г. христианства через Константинопольский патриархат и церковный раскол 1054 г. определили православный путь государства. Вместе с тем последующие геополитические изменения, вызванные эпохой монгольских вторжений и владычества, вносили различные корректировки на данном пути. Известные потрясения того времени позволили, например, Римско-католической церкви значительно расширить пространства для своей миссионерской деятельности. Не остались без внимания с ее стороны и аланы.

Надежно позволяют судить о встрече алан с католицизмом официальные документы. Римский Папа Иннокентий IV в двух буллах "Cum hora undecima" от 23 июля 1253 г. указал доминиканским и францисканским монахам проповедовать в тех землях, где еще нет водительства Римского Папы. В двух его бревах 1245 и 1253 гг. к братьям миноритам предлагается вести католическую пропаганду среди различных народов, в том числе у алан. Таким образом, аланы впервые оказываются включены в число народов, среди которых ведется католическая миссионерская деятельность.

Непосредственно аланы, видимо, Крыма, упоминаются среди других народов, подлежащих католической пропаганде, в соответствующем послании 1258 г. Римского Папы Александра IV. В это время пришедший к власти византийский император Михаил VIII Палеолог (1259–1282 гг.) начинает вести политику по сближению и объединению (уния) православной и католической церквей под главенством Папы Римского. В 1272 г. отправляется письмо об унии Римскому Папе Григорию X, среди подписантов которого представлен безымянный митрополит Алании, который в 1274 г. подписал и саму унию на Втором Лионском Соборе. Уния формально действовала до смерти императора и была официально отвергнута Константинопольским (Влахерским) Собором в 1285 г.

Некоторые исследователи указывают на сообщение о гибели от рук православных в 1288 г. двух францисканцев – Конрада Саксонского и Стефана Венгерского возле "Каспийских гор". По одним сведениям, события произошли в Иверии (Ормерия), по другим, они были убиты аланами. Римский Папа Бонифаций VIII в 1296 г. отправил католические миссии к различным народам, в том числе и к аланам, во главе с флорентийским монахом-доминиканцем Рикольдом де Монте-Круа. Известна обширная инструкция 1299 г. Бонифация VIII к католическим миссионерам, действовавшим, в числе других, и у алан. Соответствующая пропаганда среди различных народов, включая алан, проводилась в 1318 г. при Римском Папе Иоанне XXII и, видимо, далее.

Сохранилось послание Иоанна XXII от 29 сентября 1329 г. к христианам венграм, мелькитам и аланам Чагатайского улуса, к которым направлялся новый епископ Самарканда Томмазо Манказоле. Таким образом, мы узнаем о наличии алан-христиан, принадлежащих к католическому приходу, в то время в районе Самарканда. Показательно, что новый епископ рекомендовался монгольским ханам Узбеку и Ильчигидею как тот, кто создал многих прозелитов среди венгров, мелькитам и алан. Не исключено, что Томмазо Манказоле ранее проповедовал именно среди алан Северного Кавказа.

О распространении католического миссионерства на алан с начала XIV в. свидетельствует, например, письмо Римского Папы Иоанна XXII 1329 г. Понтифик непосредственно обращался в письмах в 1333 г. к аланскому правителю Миллену на Боспоре (Керчь, Крым), о котором он поминал и в письме к зихскому правителю. Миллен принял католицизм вместе с аланами и другими подвластными ему народами. Современные исследователи полагают, что Римский Папа Иоанн XXII был столь обрадован известием об обращении крымских алан, т. е. успехом в католическом крещении аланского правителя Миллена, что посчитал уместным основать архиепархию Воспоро во главе с доминиканцем Франческо ди Камерино. Речь идет о преобразовании созданной к 1303 г. католической епархии в митрополию в 1333 г.

Византийский император Иоанн V Кантакузин (1347–1354 гг.), приняв монашеский постриг под именем Иоасафа, в начале июня 1357 г. вел переговоры с Павлом, легатом Римского Папы Урбана V, о проекте объединительного VIII Вселенского Собора. Он полагал необходимым пригласить на него различных православных иерархов. Среди них называлась тройка митрополитов Трапезунда, Алании и Зихии.

Католическое миссионерство распространялось и далеко на восток, вплоть до владений монгольской династии Юань в Китае. Францисканский монах Перегрино из Кастелло, посвященный в епископы и находившийся в Китае в 1309/1310–1323 гг., в одном из своих писем сообщал о деятельности Иоанна Монте Корвино, архиепископа монгольской столицы Ханбалыка (Дайду на территории современного Пекина) в 1307–1328 гг. Среди его паствы были представители 30 000 алан-христиан, служивших монгольскому императору. Благодаря действительно подвижническому труду Иоанна Монте Корвино, в целом прослужившего в Китае около 40 лет, в католичество было обращено 10000 человек, среди которых, несомненно, были и аланы.

После смерти Иоанна Монте Корвино в 1333 г. Римский Папа Иоанн XXII назначил его преемником францисканского монаха Николло и отправил его в Китай с 26 помощниками. Но о деятельности нового пастыря нам ничего не известно. Тогда в июле 1336 г. последний монгольский император династии Юань Тогон Темур (1335–1368 гг.) и представители аланской знати направили в Рим посольство из некоторого числа человек во главе с Андреем Франком и аланом Тогаем. Посольство прибыло в Авиньон 31 мая 1338 г. и передало Римскому Папе Бенедикту XII два письма – от монгольского императора и от аланской знати, датируемые 11 июля 1336 г.

Император предлагал наладить отношения со Святым Престолом, а также просил благосклонности по отношению к его аланским слугам. В письме аланской знати сообщалось, что аланы были наставлены в христианской вере Иоанном Монте Корвино, а новый архиепископ Николло к ним до сих пор не прибыл. Аланы, поскольку уже 8 лет оставались без попечения архиепископа, просили прислать им такового.

Бенедикт XII 13 июня 1338 г. составил ответные письма, включающие непосредственное обращение к представителям аланской знати и их главе. Были отправлены также копии общего письма к аланской знати отдельно каждому ее представителю.

Главе алан было адресовано и другое письмо Бенедикта XII от 1 октября, видимо, 1342 г. Полагая, что Николло уже должен был достигнуть Китая, Римский Папа отправил ему в помощь пятерых монахов во главе с Иоанном да Мариньолли, которые прибыли по назначению в 1342 г. Впоследствии Иоанн да Мариньолли сообщал об аланах, явно чрезмерно превознося их заслуги и положение.

Он указывал, что всех выше в империи монголов стоят аланские предводители, которые управляют всей восточной империей. Всего алан 30 000. Они являются христианами действительными, либо только по имени. Считают себя в подчинении Римскому Папе и готовы отдать жизнь за европейских единоверцев. Их первоапостолом был Иоанн Монте Корвино. Благородный народ алан определяется как величайший в мире, всех красивее и храбрее, без помощи которого татары никогда бы не овладели восточной империей. Чингиз-хан собрал более 70 аланских князей, когда пошел на завоевание мира.

После возвращения Иоанна да Мариньоли в 1353 г. Папа Иннокентий VI просил Генеральное собрание каноников Ассизи подготовить новую экспедицию. Но опустошение Ордена чумой в 1348 г. не позволило отправить новую экспедицию до конца 1369 г. После прихода к власти династии Мин в 1368 г. наступила эпоха изоляции Китая, не позволявшая появляться в стране и представителям иностранного духовенства. Христиане были изгнаны из столицы Китая.

Вместе с тем католическая пропаганда продолжалась на Кавказе. Доминиканец Иоанн III (Иоанн де Галонифонтибус), архиепископ персидского г. Султанийе, в своем труде, завершенном в 1404 г., относил ассов и алан к христианским народам. Он помещал их в горах над Грузией и отмечал обращение многих в этой земле, включая двалов, в свою веру доминиканцами и францисканцами, имевшими в регионе много колоний.

Иоганн Шильтбергер по итогам своих путешествий 1394–1427 гг. упоминал г. Джулад в стране Бештамак, или гористую страну Джулат, где было много христиан и свое епископство. Их священники принадлежали к ордену кармелитов и вели богослужение на татарском языке, который понимали многие язычники, принимавшие крещение.

Не исключено, что речь шла о Верхнем Джулате, располагавшемся возле современного с. Эльхотово в Северной Осетии. Иосафат Барбаро, описывая поход 1486 г. Шейх-Хайдара, со слов доминиканца Винченцо, отмечал, что в провинции Элохци, у реки Терх, в Кавказских горах было много христиан-католиков. Далее проживали христиане-православные, которых мусульмане-сектанты безжалостно уничтожали.

На Северном Кавказе представлены и археологические следы католического присутствия. Одна из кафедр могла располагаться в Нижнем Джулате, с чем связывают наличие там латино-католической церковной архитектуры и фресковой живописи. Но не все исследователи признают данные выводы бесспорными. Следует полагать, что археологическая проблема выявления следов католического присутствия на Северном Кавказе, включая ареал расселения алан, нуждается в своем дальнейшем исследовании.

Католическая пропаганда велась и среди алан-ясов Венгрии. Первая католическая церковь в г. Ясберень была построена в 1332 г. В 1452 г. среди алан-ясов по поручению Ватикана поселились миссионеры-францисканцы. К 1460 г. ясы перешли в католичество. Полагают, что на завершение данного процесса может указывать построение к 1472 г. аланами-ясами в г. Ясберень миноритской церкви и монастыря.

АВТОР: А. ТУАЛЛАГОВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РСО–А, ЗАВ. ОТДЕЛОМ АРХЕОЛОГИИ СОИГСИ ИМ. В. И. АБАЕВА

«Северная Осетия», 19.03.2021