Паннония (лат. Pannonia) – так называлась римская провинция, регион в Центральной Европе. Сейчас на этой территории располагаются земли современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины.

Сарматское племя языгов одним из первых кочевников переправилось через Дон (ок. 200 г. до н.э.), и где-то в 20–30-х гг. н.э. они достигли северной части современной Венгрии, т.е. Верхней Паннонии. Как пишут исследователи, около 450 лет они там сохранялись как четко идентифицируемая этническая группа, и этот отрезок времени принято делить на три периода: ранний (20–160 гг. н.э.), средний (160–260 гг. н.э.) и поздний (260–430 гг. н.э.) (Дион Кассий, Т. Сулимирский, К. Скотт Литлтон, Линда А. Малкор).

Появление языгов на Дунае некоторые венгерские и румынские исследователи объясняют особенностями внешней политики Рима, который поощрял их приход в целях создания пограничных поселений. Более важной причиной рассматриваемой миграции служило возрастающее давление алан, или аорсов, на роксалан, которые, в свою очередь, оказывали давление на языгов, буквально вытесняя их на запад (А. В. Исаенко). Надежды римлян на помощь языгов в борьбе с внешней агрессией не оправдались: в 62 г. н. э. на Среднем Дунае роксаланы при доброжелательном нейтралитете языгов помогли дакам на правобережье Дуная (т. е. на территории империи) против войск легата Тиберия Плавтия Сильвана.

В 67 г. роксаланы уничтожили римскую кагорту. Правда, в следующем году они, вновь перейдя Дунай, сами были разбиты. В этих столкновениях погиб наместник Мезии консульский легат Гай Фонтей Агриппа.

В Верхней Паннонии языги вместе с германским племенем свевов сформировали антиримский союз. В начале 70-х гг. к ним присоединились роксаланы. Роксаланы под предводительством царя Распарагена в начале II в. н.э. являются активными участниками важнейших политических событий на Дунае. В конце I в. даки Децибала перерезали в районе Железных ворот на Дунае единственный узкий коридор, связывавший роксаланов с языгами. В начавшейся затем дако-римской войне языги заняли выжидательную позицию. В 83 г. в битве при Топае даки потерпели тяжелое поражение. Силы римских войск также истощились. Языги посчитали момент благоприятным для вмешательства в войну и в одном из сражений уничтожили целый римский легион вместе с легатом.

После этого в войну вступили союзники языгов – роксаланы и германское племя свевов. Встревоженный император Домициан предложил мир и даже обещал платить ежегодную дань. Союзники, приняв условия, тем не менее фактически продолжали войну. В апреле 92 г. Домициан выступил против сарматов, нанес им поражение и в январе 93 г. вернулся в Рим.

Боевые действия не прекращались вплоть до смерти Домициана и воцарения престарелого Нерва. После его кратковременного правления римский престол занял Троян – опытный генерал Домициана, хорошо знавший как театр военных действий, так и традиции и обычаи сарматов. Пять долгих лет он вел кропотливую подготовку к походу. В начале II в. Троян относительно легко оккупировал Дакию, тем самым изолировав языгов от роксаланов. Последним он предложил платить дань и временно обеспечил их нейтралитет. Однако Троян так и не смог нанести решающего удара по языгам. Более того, последние, понимая, что изоляция от роксаланов для них гибельна, перешли в контрнаступление, большими силами вторглись в Нижнюю Паннонию и в только что завоеванную римлянами Дакию.

Осенью 117 г. языги выступили совместно с роксаланами Распарагена. В качестве предлога роксаланы представили свои жалобы на якобы имевшее место "уменьшение дани". Новый римский император Андриан, чтобы окончательно не потерять плоды побед своего предшественника, поспешил отправиться в Мезию (римская провинция) для заключения мира с царем роксаланов Распарагеном. В преклонном возрасте последний принял римское гражданство и был похоронен в городе Пола. Его сын поставил ему памятник, на котором есть текст со словами: "царь сарматов"; но в источниках упоминается и другой титул – "царь роксаланов". Очевидно, это связано с тем, что при заключении мира с Домицианом Распараген представлял и языгов, и роксаланов.

Кстати, имя это представляет собой кальку с сармато-аланского Растбарагон "честный, справедливый" (В.И. Абаев). Правда, сам же В. И. Абаев считает возможным "Распараген" выводить из корня "спар" "наступать": из рас – правда, как в протобулгарском имя "Расате" и "спар".

До июля 119 г. языги безуспешно пытались прорвать блокаду Паннонии. От роксаланов их отделяла непрерывная линия укреплений, гарнизоны которых император Андриан успел увеличить. Кроме того, массивная двойная стена в несколько метров толщиной и три метра высотой на протяжении 94 миль шла от левого берега Прута до Днестра и заканчивалась у современного города Бендеры в Молдове. Эти укрепления запирали роксаланов в пределах нижнедунайской низменности.

Конец IV в. стал важной вехой в истории не только алан, но и всей Европы. В этот период началось так называемое "Великое переселение народов", вызванное передвижением гуннских племен с Востока на Запад. По свидетельству Аммиана Марцеллина, гунны "не знают над собой строгой царской власти и довольствуются предводительством кого-нибудь из своих старейшин".

Аланы в это же время проживали на огромной территории Приазовья, Подонья и Предкавказья. Племена их возглавляли родоплеменные вожди. К IV в. существенно усилилась роль военной аристократии ("багатары", "военные чины"). В III–IV вв. сарматские племена Северного Причерноморья вступили в контакт с готами.

В середине IV в. здесь сложился остготский союз племен во главе с Германарихом. Часть сарматоалан входила в состав этого союза. Готы, как и аланы, находились на стадии военной демократии. Но у готов была очень велика роль жреческого сословия. По свидетельству Диона Златоуста, из среды жрецов "поставлялись короли".

Самым почитаемым божеством у готов был бог войны Марс. "Этого Марса готы постоянно ублажали жесточайшим культом (жертвою ему было умерщвление пленных), полагая, что возглавителя войн пристойно умилостивить пролитием человеческой крови. Ему посвящалась первая добыча, в его честь подвешивали на стволах деревьев трофеи".

Божество войны весьма почиталось и аланами. По данным Аммиана Марцеллина, аланы поклонялись мечу, воткнутому в землю. В 372 г. огромные орды гуннов форсировали Волгу и вторглись в земли алан. Главный удар гунны нанесли по аланам Приазовья и их союзникам – готам. Гунны многих алан "перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе по условиям мирного договора". По свидетельству Иордана, гунны подчинили часть алан, "обессилив их частыми стычками". С их помощью они напали на готов Германариха и одержали победу. После этого гунно-аланский союз двинулся в Западную Европу, а часть готов и алан – в Константинополь.

В Византии гото-аланские дружины играли важную роль, их предводители (в первую очередь аланские "багатары") фактически определяли развитие событий в Восточно-римской империи. Так, например, одно аланское семейство военных аристократов (три поколения) на протяжении полувека – во время правления императоров Феодосия II, Маркиана и Льва – удерживало господствующее положение в Константинополе. Несколько аланских племен в составе гуннских орд в 376 г. появились на Нижнем Дунае и с этого времени неоднократно совершали набеги на Римскую империю. Римские императоры стали привлекать "варварские" племена на военную службу, поселяя их за жалованье и земельные наделы вдоль границ Рима.

При императоре Грациане (375–383 гг.) аланы включаются в состав римской армии. В 380 г. вождями гото-аланских дружин, расположенных в Паннонии, были Алафей и Сафрак. По данным Л. Варади, алан в войске Сафрака было 20 тысяч воинов. Интересно отметить, что император Грациан перед войсками появлялся в аланском вооружении. Заслуживает упоминания история западно-римского императора Максимина, наследника Грациана. Отцом Максимина был гот, мать – аланка. Максимин обладал незаурядными способностями, поступил на службу в римскую кавалерию в Британии. Поддержанный римскими войсками в Галлии, он после гибели Грациана захватил престол и стал первым императором "варварского" происхождения.

В письме Софрония Евсевия Иеронима (ок. 345–420), одного из Отцов Церкви, датированном 396 г. и адресованном епископу Альтинскому Гелиодору, упоминается вторжение варваров и совершенные ими зверства. Иероним объясняет это грехами римлян, вызвавшими гнев Божий: "вот уже двадцать и более лет, как от Константинополя до Юлийских Альп ежедневно проливается римская кровь. Скифию, Фракию, Македонию, Фессалию, Дарданию, Дакию, Эпиры, Далмацию и все Паннонии опустошают, захватывают, грабят гот, сармат, квад, алан, гунны, вандалы, маркоманны" (А. Алемань).

В 455 г. аланы участвовали в битве у реки Недао (Паннония) между Ардариком, царем гепидов, и сыновьями Аттилы. Армия гуннов была разгромлена.

В наше время в Паннонии, исторической области в Среднем Подунавье, живут наши братья, венгерские ясы. Они не говорят на родном языке, но являются носителями высокого национального самосознания. Вот уже два тысячелетия земля Паннонии слышит стук копыт лошадей ираноязычных кочевников и их потомков…

АВТОР: ФЕЛИКС ГУТНОВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ИСТОРИИ СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА

«Северная Осетия», 26.06.2020