Итаксис (Итаз) – западно-аланский владыка VIII в., игравший важную роль в политической жизни той эпохи. Специалисты полагают, что Итаксис – не имя, а титул, и сближают его с иранским титулом "питиахш".

Этимология слова "питиахш" не совсем ясна, но термин связывают с ахеменидской должностью "око царя" и переводят "наблюдающий". В надписи Армазийского некрополя картлийский питиахш Иодманган назван "эпитропос", что означает "управитель царя", "правитель, опекун, наместник царя, регент". Питиахши в Грузии являлись высшими должностными лицами при царском дворе, могли заменять царя в необходимых случаях. По аналогии можно предположить, что аланский Итаксис – питиахш, вероятно, был "вторым царем" и являлся носителем как военной, так и светской власти. Здесь же следует заметить, что средний слой военно-служилой знати алан – (первоначально "военные предводители") в средневековой Осетии составили сословие феодалов, а само слово "алдар" стало переводиться как "князь". Высший слой военной аристократии – багатары – в государстве алан составил элиту, представители которой к X веку захватили царский трон.

Как пишет известный этнограф В.С. Уарзиати, "о пребывании алан на территории расселения современных абхазов и абазин свидетельствуют исторические документы. В труде Феофана Исповедника "Хронография", освещающего исторические события в VIII и начале IX вв., говорится о непосредственных контактах алан с абазгами. Послу императора Юстиниана II к аланам, спафарию (полководцу – В. У.) Льву они заявили о соседских взаимоотношениях и торговых связях с абазгами". 

Абазги (другие этнонимы: абасги, абаза, абеза, обез) – древнее племя, которое в позднеантичное и раннесредневековое время жило в Абазгии, на восточном побережье Черного моря. Во II веке нашей эры Абазгия находилась в подчинении у римских императоров, а в IV веке нашей эры Абазгия поглотила соседнее государство – Санигию, в котором проживало родственное племя санигов, они были ассимилированы и исчезли со страниц истории. В VIII веке нашей эры Абазгия поглотила другое соседнее государство – Апсилию, где проживало родственное племя апшилов. Их абазги не смогли ассимилировать вследствие большего количества, в дальнейшем они составили основу нового этноса – абхазов. Начиная с VIII века множество наименований древних народов вытесняется двумя наименованиями: абхазы (грузинский вариант – абхазети) и абазы. Примерно в XIII–XIV веках часть племен (самоназвание "абаза") несколькими волнами мигрирует на территорию разбитой монголами Алании, здесь за ними закрепляется окончательно этноним абазины.

Как пишет известный этнограф В.С. Уарзиати, «о пребывании алан на территории расселения современных абхазов и абазин свидетельствуют исторические документы. В труде Феофана Исповедника «Хронография», освещающего исторические события в VIII и начале IX вв., говорится о непосредственных контактах алан с абазгами. Послу императора Юстиниана II к аланам, спафарию (полководцу – В. У.) Льву они заявили о соседских взаимоотношениях и торговых связях с абазгами».

Приведем отрывок из "Хронографа" Феофана Исповедника в переводе и с комментариями В.И. Оболенского и Ф.А.Терновского ("Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и его сына Феофилакта", М., 1887), из которого становятся понятными цели дружины алан под предводительством Итаксиса, их роль в дальнейшей судьбе государства Абхазия (в те времена – Абазгия). Потомки могут зримо представить себе тактику и стратегию ведения боя профессиональных воинов, чьими услугами на этот раз воспользовалась Византия.

"В сем году (у Феофана А. М. 6209, т. е. 716/717 г.; точнее 717 г.) воцарился Леон (император Лев III (717–741) родом из Германикий (город в Киликии; совр. Мараш в Южной Турции), но по истине из Исаврии (Исаврия – область на юго-востоке Малой Азии, напротив острова Кипр). При царе Юстиниане (Юстиниане II) со своими родителями переселился он в Мезимеррию Фракийскую в первом году его царствования. Во втором же году его царствования, когда царь пришел туда с болгарами (т. е. с Тервелем), Леон встретил его с дарами, состоявшими в пятистах овцах (речь идет, очевидно, о провианте для войска Юстиниана II). За сию услугу царь Юстиниан тотчас сделал его оруженосцем и обращался с ним, как с искренним другом. За это возникла зависть, и его оклеветали пред царем, что он домогается престола. Сделано было исследование касательно его, и клеветники его постыдились. Но это слово с того времени у многих было на языке. Юстиниан не хотел вредить ему явно, но в нем осталось тайное подозрение к Леону, которого и послал он в Аланию с деньгами, чтобы возбудить аланов против Авазгии, Лазики и Иверии (в то время в Абасгии, Лазике и Иверии господствовали сарацины). Прибывши в Лазику, он спрятал свои деньги в Фазисе (Фасис – река – совр. Рион, и одноименный город – совр. Поти в устье Риона, но поскольку в греческом тексте "Хронографии" Фасис употребляется с артиклем мужского рода, то, очевидно, подразумевается река, а не город) и с немногими туземцами пошел в Дафилию и, перешедши Кавказские горы, пришел в Аланию. Юстиниан, чтобы погубить его, пославши, унес деньги из Фазиса. Аланы приняли оруженосца с великою честью и, поверивши словам его, вторглись в Авазгию и многих пленили. Владетель авазгов (годы правления абхазских князей известны, начиная со Льва I (ок. 736–766/767 гг.); для остальных установлены в хронологическом порядке только имена (числом 9), последние из них – Димитрий I, Феодосий I, Констанций I и Феодор (Kollautz. Abasgen, S, 33–36). Не исключено, что в нашем случае речь идет о Феодоре, а может быть, и о Констанции I) дал знать аланам, что Юстиниан не нашел другого такого обманщика, как этого человека, которого бы мог послать, чтобы возбудить нас против вас, наших соседей. Он обманул вас и обещанием денег: ибо Юстиниан, приславши, взял их. Но выдайте его нам, а мы дадим вам за него три тысячи монет, и старинная дружба между нами да не разрушится. Но аланы отвечали: мы не из-за денег послушались его, но из любви нашей к царю. Авазги еще послали к ним: выдайте нам его, и мы дадим вам шесть тысяч монет. Аланы, желая узнать страну авазгов, согласились взять шесть тысяч монет и выдать оруженосца, но наперед все ему открыли и сказали: ты видишь, что дорога в Римскую землю (сам Феофан употребляет слово 47 раз, из которых лишь один в применении к европейской территории Византии, в остальных случаях Романия относится к малоазийским землям и упоминается в связи с византино-арабскими войнами) заперта, и тебе негде пройти. Итак, мы употребим хитрость и согласимся выдать тебя и отпустить вместе с нашими людьми; мы осмотрим ущелья их, сделаем набеги, истребим их с лица земли и сделаем все для наших выгод. Ответчики аланские ушли в Авазгию, согласились выдать им оруженосца и получили от них многие подарки. Авазги послали еще большее число ответчиков с великим количеством золота, чтобы взять оруженосца, которому тогда аланы сказали: эти люди, как мы уже говорили тебе, пришли взять тебя, и ты пойдешь в Авазгию; мы имеем с ними сообщение, и наши купцы всегда ходят туда. Впрочем, чтобы намерение наше не подверглось какому-либо нареканию, мы предадим тебя только по-видимому; но когда они двинутся в путь, мы подошлем тайно сзади, их убьем, тебя скроем, пока войско наше внезапно соберется в земли их; что и случилось. Ответчики авазгов, взявши оруженосца с людьми его, связали и ушли. Аланы с владетелем своим (Итаксием) настигли их сзади, побили авазгов, оруженосца скрыли и вторглись внезапно в ущелья их, взяли великий плен и произвели великое опустошение в Авазгии. Юстиниан, услышав, что и без денег поручения его исполнены, послал письма к авазгам, если вы сохраните этого человека нашего оруженосца и без вреда доставите его к нам, то мы прощаем вам все ваши проступки (Ю. А. Кулаковский предполагает в этих "прегрешениях" грабежи абасгами торговых кораблей трапезундских купцов, которые торговали с кавказским побережьем – Кулаковский. История, III, с. 322, прим. 1). Они с радостью получили письма, опять послали в Аланию с предложением: мы отдаем вам в заложники наших детей; отдайте только оруженосца нам, а мы отправим его к Юстиниану. Но оруженосец не согласился на это и сказал: силен Господь отворить мне дверь для исхода, но в Авазгию не пойду".

В современной Осетии есть небольшая фамилия Итазовых, она значится в числе первопоселенцев с. Зилги Правобережного района.

АВТОРЫ: ФЕЛИКС ГУТНОВ, ДИАНА СОКАЕВА

«Северная Осетия», 12.07.2019