Год осетинской Нартиады, объявленный Указом Главы РСО–А С.И. МЕНЯЙЛО от 12 января 2023 года, газета "Северная Осетия" и Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН начинают с нового научно-популярного проекта "Осетинская Нартиада".

На страницах газеты будут представлены основные результаты многолетних исследований в области нартоведения – научного направления, основанного Осетинским Историко-филологическим обществом (ныне СОИГСИ им. В. И. Абаева). Осетиноведение начиналось с истории науки о нартах, насыщенной яркими именами сказителей и ученых, оригинальными и многочисленными исследованиями в области фольклора, мифологии, языкознания, этнологии, истории, археологии и художественной культуры, изданиями и переводами кадагов на многие языки, творческими контактами с российскими и иностранными учеными, международными форумами и периодическими изданиями.

Проект направлен на решение важной задачи изучения, сохранения и популяризации Нартовского эпоса как историко-культурного наследия осетин, востребованного в современных социальных и культурных, образовательных и воспитательных практиках.

"Осетинская Нартиада" начинается обобщающей статьей "Нартовский эпос – художественная биография осетинского народа" доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Людвига Алексеевича Чибирова – автора многих исследований, посвященных нартовскому эпосу, инициатору и руководителю проекта "Энциклопедия осетинской Нартиады".

В течение веков нартовский эпос бережно сохранялся талантливыми сказителями в устной народной традиции, передавался из поколения в поколение подобно семейным реликвиям (надочажной цепи, детской колыбели, оружию и т.д.) прежде чем благодаря трудам ученых и представителей национальной интеллигенции вышел за пределы сложившегося бытования...

Особое место в осетинских "Кадагах о Нартах" занимают женские образы. В эпосе подчеркивается уважительное отношение к женщине, определявшееся условиями военного уклада жизни; мужчина, проявивший непочтительность к женщине, не может быть и хорошим воином.

Главные жизненные устремления рыцарей-нартов были обращены к обретению "славного имени" и "доброй памяти" потомков. Но только ли воинским искусством достигалась столь высокая цель? Свойственны ли были мифологическому народу, победить который удалось лишь небожителям, такие качества, как сочувствие и милосердие? Ответ однозначен: да, сказания о нартах хранят немало примеров подлинного гуманизма, сострадания, служения общим интересам и даже трудолюбия, столь нехарактерного для культур воинского типа. Напомним читателю, что древнейшие пласты эпоса, даже с учетом многих влияний, отсылают нас к идеологии и мировоззрению его фактических прототипов – носителей североиранской скифо-аланской культурной преемственности.

Ахсар и Ахсартаг – братья-близнецы, сыновья Уархага, внуки Бора. Ахсар родился с первыми петухами, Ахсартаг – с пением вторых. По одной из версий их мать – Ацырухс, сестра Сайнаг-алдара, по другой они – племянники Бурафарныга. В честь рождения сыновей Уархаг устроил пир. Были приглашены не только именитые нарты, но и небесный кузнец Курдалагон и повелитель морей Донбеттыр. Детям имена дал Курдалагон и, по обычаю, подарил Уархагуудæвдз – созданный из небесной стали чудесный музыкальный инструмент, который сам запевал застольные песни. Братья росли не по дням, а по часам и стали отважными воинами.

Начальный этап формирования эпоса и наиболее древние сюжеты осетинских нартовских кадагов связаны с образом Уархага – сына нарта Бора и племянницы Бога Небесной красавицы (Арвырæсугъд). Он является родоначальником могущественного нартовского рода Ахсартаггата (æхсæртæггатæ).

Дзерасса – одна из главных героинь осетинской нартиады, дочь морского владыки Донбеттыра. Сказители неизменно называют ее красавицей (Дзерассæ-рæсугъд), подтверждая это весьма поэтичным описанием ее внешности: она сияет, как солнце (хурау æрттивы), у нее золотые волосы (сызгъæрин хилтæ) и черные брови (сау æрфгуытæ), она белолицая (урсцъарцæсгом), ее улыбка нежна, как вечерний свет заходящего солнца (худæнбылтæ хур бон изæрау), ее взгляд – словно сияние луны (йæ фæкаст – мæйрухс), она стройна, у нее "лебединая" шея (йæ конд – хъазхъуыр).

Согласно "Кадагам о нартах", нартовское общество живет в большом селении (Нарты хъæу), состоящем из трех кварталов (æртæ сыхы).