Главные жизненные устремления рыцарей-нартов были обращены к обретению "славного имени" и "доброй памяти" потомков. Но только ли воинским искусством достигалась столь высокая цель? Свойственны ли были мифологическому народу, победить который удалось лишь небожителям, такие качества, как сочувствие и милосердие? Ответ однозначен: да, сказания о нартах хранят немало примеров подлинного гуманизма, сострадания, служения общим интересам и даже трудолюбия, столь нехарактерного для культур воинского типа. Напомним читателю, что древнейшие пласты эпоса, даже с учетом многих влияний, отсылают нас к идеологии и мировоззрению его фактических прототипов – носителей североиранской скифо-аланской культурной преемственности.

"Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям"

Так какие же человеческие качества были признаны у нартов благими? Конечно, помимо мощи и отваги как главных свойств их героической жизненной стези. Поиск ответа на этот вопрос необходимо предварить двумя небольшими и внутренне связанными между собой цитатами: "С детства был хорошо воспитан сын Хамыца" и "кончился срок его жизни, сполна уплачен Богу весь долг". Обратимся к конкретным примерам "хорошего воспитания" нартов и категориям их "долга". Начнем с взаимной участливости человека и природы и факта, что один из центральных персонажей эпоса Сослан "возблагодарил" и благословил березу, орешник и хмель. Также взаимным сочувствием связаны с людьми и некоторые животные: в сказании "Смерть Сослана" от предложения принять от погибающего героя его страшное угощение – собственную плоть – отказываются медведь, волк, ворон и ласточка. Последняя объясняет: "Когда заставал меня дождь, ты подбирал меня, прятал за пазуху и спасал мою жизнь. Ты всегда оставлял для меня открытыми закрома, и я наедалась там вдоволь. Нет, никогда не забуду я твоих благодеяний". В сказании "Как Сослан спас Шатану из озера Ада" ласточка преданно служит Шатане, поскольку та спасла ее "птенцов из кошачьей пасти, выкупала их в парном молоке и уложила обратно в гнездо".

Одной из главных категорий "долга перед Богом" является сострадание к обездоленным: "На поляне играют и резвятся разного возраста дети, но грустно было смотреть на них Сослану – так неладно были они одеты... Пожалел их Сослан, слез с коня, каждого обласкал и на каждом поправил одежду. И когда сел на коня и отправился дальше, дети кричали вслед ему: "Да будет у тебя прямая дорога, Сослан! Пусть во всем тебе будет удача!" Ласка, проявленная мужчиной в отношении детей, – редкий эпизод в эпосе, воинская идеология и ее конкретные воплощения не допускали внешних проявлений мужского чадолюбия, как и других эмоций. Но "лучший из нартов" Батрадз был готов и к эмоциональной поддержке людей, терпящих бедствие: "Пусть спокойны станут ваши сердца – не покину я вас". Этот рыцарь способен не только защитить, но и тепло приободрить слабого: "Так не лей же, отец, слез своих... я сын нарта Хамыца – Батрадз, и ты больше никого не бойся".

В эпосе есть указания на великое воздаяние воину за его покровительство слабым и обездоленным: "Поскакал он к воротам Страны мертвых и постучался. И тогда сам Барастыр, повелитель Страны мертвых, вышел к нему. И стал у него Сослан выпрашивать свою мать. И сказал Барастыр Сослану: "Немало совершил ты грешных дел, нарт Сослан. Но за то, что, торопясь, на помощь к матери своей, ты не отказал голодному человеку, спас его от смерти и вырвал из когтей орла сына бедной вдовы, я отдаю тебе твою мать". А вот и сами бескорыстные поступки, за которые был столь невероятно вознагражден Сослан, и они действительно в высшей степени гуманны: "Изнемог человек, лежит на дороге и подняться не может… торопился нарт Сослан на помощь к матери своей и не взял ничего съестного. Но даже в голову ему не пришло бросить на голодную смерть человека. Поскакал он в лес и вернулся оттуда с тушей оленя. Развел он костер, насадил мясо на вертел и только после этого пожелал голодному доброго дня, хлестнул коня и помчался своей дорогой. Проскакал он уже добрую часть пути и вдруг видит: летит орел и в когтях своих несет ребенка. Взял тут Сослан свой лук и пустил стрелу в орла. Не выпуская ребенка из когтей, упал орел в реку. Подскакал Сослан к берегу, соскочил с коня, кинулся в реку и спас ребенка. Посадил он ребенка с собой в седло. На околице селения встретила Сослана женщина с исцарапанным лицом; на ее глазах утащил орел ее дитя. Отдал ей Сослан ребенка. И поблагодарила его мать. "Я – бедная вдова, – сказала она. – И ты спас моего единственного сына".

Здесь же уточним, что унижение человека недопустимо. К примеру, ребенком Батрадз, желая вступить в игру с юношами Бората, был согласен даже бегать за их стрелами. Но богатые и чванливые дети Бората, долго не желавшие допускать его в свою игру, впоследствии все же изменяют свое решение, и вот почему: "Грешно там так гонять этого, пусть себе потешится и пустит свою стрелу".

Важнейшей категорией "долга" нарта является доброе отношение к женщинам. В одном из сюжетов Батрадз резко осуждает Сослана за обиду, нанесенную им женщинам, пусть даже и посторонним ("из кадзиев"). В соответствии с законами чести мужчины кадзиев, настигнув Сослана, прибили его за одежду к стене. Батрадз не приемлет проступка Сослана, но все же освобождает его от столь позорной участи ради безвинного сына бедняка: "Если бы не он, я оставил бы тебя здесь на стене". И только перед женщинами умеют извиняться гордые нартовские мужи: "Простите меня, девушки, ошибся я".

Вежливое сочувственное поведение объединяет категории хорошего воспитания и долга. Нарт должен быть великодушен и тактичен. В сказании "Как Сослан женился на Косер" героя, оказавшегося в "седьмой преисподней", "повелитель чертей" захотел женить на своих дочерях. И в тот раз Сослан сумел отказать деликатно: "Ах, как нравятся мне твои дочери, но…не хочу я сделать несчастными этих нежных девушек". Однако он не всегда был таковым, и смерть настигает Сослана как кара за грубость в отношении женщины: "Лань обернулась девушкой и сказала Сослану, чтобы он взял ее в жены. "Если я буду брать себе в жены всех бездомных девушек, то не хватит мне с ними места в нартском селении", – ответил он. И именно отец оскорбленной девушки велел колесу Балсага расправиться с Сосланом. Что это, как не воспитательная функция эпоса?

Требование почтительного отношения к женщине ярко представлено и в сказании "Как Батрадз спас Урузмага". Урузмаг, разгадавший, что его зовут в гости с целью убить, отказывается от приглашения, переданного ему через Сырдона. Тогда враждебные Бората прислали за ним молодую невестку, наперед зная, что ей отказать невозможно. И действительно, Урузмаг – лидер и наставник нартов – грубому нарушению законов чести предпочел смертельный риск и шагнул в устроенную для него западню.

К категориям "долга" и "хорошего воспитания" относится и великодушие – способность прощать и щадить противника даже в вопросах свершения мести. Подлинное милосердие проявляет Батрадз в отношении кровно оскорбивших его нартов: "И послали тут нарты к Батрадзу детей и стариков, чтобы вернул он воду в нартское селение. Сжалился Батрадз и вернул нартам воду". Пощадил Сослан и колесо Балсага, впоследствии погубившее героя, столь благородно даровавшего ему жизнь. Примеров воинского великодушия немало: Батрадз не смог не уважить просьбу Матери нартов: "Взяла с меня слово Шатана не убивать тебя... Поэтому прощаю я тебя".В другом сюжете Ахсартаггата, свершая месть роду Бората, милуют их детей и женщин. В целом нарты не желают излишнего кровопролития, по здравому рассудку они могут даже примириться, как в сюжете о Сослане и Гумском человеке: "Ведь мы с тобой не кровники, зачем же мы хотим убить друг друга?" "Тогда бросили они в разные стороны свое оружие".

 

Выполняя свой долг, Батрадз готов биться даже с великанами: "Истребил Батрадз всех уаигов. Вывел он именитых нартов из башни, убил для них много диких зверей и с честью довел их до нартского селения". Защищает он их (порой неблагодарных) не только силою оружия, но и величием своего духа, а часто – и щедростью: "Привел он к бедному старику его сына, наделил его добром, а все остальное добро, которое взял он у кадзиев, разделил между нартскими бедняками". И даже самопожертвованием в трудный для нартов час прославленный храбростью и честью рыцарь идет в услужение: "Опять тяжелый год настал для нартов. Голод угрожал жизни людей. И Батрадз сказал тогда своим старикам: "Поедем куда-нибудь подальше, и там продайте меня. Может, это спасет вашу жизнь. Так и сделали. И он стал работником сильным и верным". Верность и сила – те воинские качества, которые проявил Батрадз и в трудовом своем подвиге.

Примеры трудолюбия в эпосе столь самоотверженны, что могут быть причислены к подвигу. Как в сказании "Как Хамыц женился": "В полночь проснулся Хамыц, увидел, что мальчик работает и спросил: "Почему ты не ложишься спать?" "Некогда мне спать". Юноша трудится всю ночь, изготавливая подарки для нартов ("уздечки, путы для коней и плети"), он также щедро одаривает Хамыца двумя третями своей огромной добычи и уступает ему удобное и сухое ложе. Сестра этого юного охотника, супруга Хамыца, не встретив радушный прием в селении нартов, великодушно их прощает. Не принимая предложенный мужем отдых ("некогда мне спать, не лягу я"), она шьет одежду для двухсот человек и через мужа раздает ее нартам с напутствием: "Кто беднее, тому отдавай лучшее". Нарты и сами легко делают подарки, именно как щедрых людей их характеризует дочь Солнца Ацырухс.

Хорошее воспитание нартов воплощается и в требованиях вежливости, в эпосе содержатся многочисленные благопожелания: "Мир вашему дому", "да будет пир ваш угоден Богу!", "да будет пряма твоя дорога!", "пусть добро всегда будет долей твоей!", "да будет славной твоя старость!", "в здравии прибывай к нам, гость", "пусть сердце твое радуется", "пусть принесет тебе счастье этот день", "счастливо жить тебе, солнце мое!", "пусть весело всегда живет наша любимая нартская молодежь!" и т.д. На молодых воинов нарты возлагают большие надежды и за достойные поступки не жалеют похвалы: "Опора ты наша и надежда, Сослан!"

Нарты, культивирующие силу, делают ее одним из важных идеалов личности, а значит, и воспитания, но отнюдь не единственным. Есть отчетливые примеры предостережения: "Всем, кто любит меня, и кого я люблю, говорю: никогда не ищите силы сильнее себя". Кроме того, нарты умеют принимать и осмысливать преподнесенные им жизненные уроки: "Я – нарт Сослан…загордился я и отправился в чужие страны поискать, на ком бы свою силу испробовать. Ты видел, каково пришлось мне…Если бы не ты, не пришлось бы мне больше ступить на нартскую землю".

В суровом мире нартовских воинов есть место для любви и нежной заботы, проявления которых отнюдь не стыдится даже булатный Батрадз: "В дальний путь отправляюсь я, о, нарты, и прошу я, пока не вернусь… пусть никто из вас не обидит красавицу Аколу и не скажет ей дурного слова". О любви и привязанности, которые не под силу прервать даже смерти, свидетельствует сюжет об умершей жене Сослана Бедохе: "Всегда с тобою голова моя. Ведь я все время помогаю тебе…Когда в далеком походе сжигает тебя жаркое солнце, я облаком лечу над тобой и защищаю тебя от его лучей. А когда во время сражения на противников твоих падает сокрушительный ливень – это моих рук дело, это я помогаю твоим воинам одерживать верх". Жизнь, проведенная в супружеском согласии, представлена в эпосе как немалое благо: "В счастье и довольстве жил Сослан с прекрасной Ацырухс. Незаметно шли для них за днями дни и годы за годами". Нартам не чужды проявления нежных чувств, о чем свидетельствуют взаимные обращения внутри главной супружеской пары эпоса: Урузмаг и Шатана называют друг друга так: "Мое солнце". Бедоха вопрошает Сослана: "Что с тобой, мой милый?" И, разумеется, ласково обращаются нарты к детям: "Солнышко мое, мальчик мой любимый".

Древнее мировоззрение предков, воплощенное в эпосе о нартах, не выстраивалось исключительно вокруг категорий лихой физической силы и отчаянной храбрости. Согласное бытие, полное взаимной симпатии (в том числе, и с природой), входит в базовые ценностные понятия нартов. Неукротимые и воинственные нарты милосердны. В смене поколений нартовских богатырей сохраняется и приумножается их особенный образ жизни, ориентированный на честь, и существенной частью этой нартовской чести является специфический воинский гуманизм.

АВТОР: АЛИНА ХАДИКОВА, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА

"Северная Осетия"