Год осетинской Нартиады, объявленный Указом Главы РСО–А С.И. МЕНЯЙЛО от 12 января 2023 года, газета "Северная Осетия" и Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН начинают с нового научно-популярного проекта "Осетинская Нартиада".

На страницах газеты будут представлены основные результаты многолетних исследований в области нартоведения – научного направления, основанного Осетинским Историко-филологическим обществом (ныне СОИГСИ им. В. И. Абаева). Осетиноведение начиналось с истории науки о нартах, насыщенной яркими именами сказителей и ученых, оригинальными и многочисленными исследованиями в области фольклора, мифологии, языкознания, этнологии, истории, археологии и художественной культуры, изданиями и переводами кадагов на многие языки, творческими контактами с российскими и иностранными учеными, международными форумами и периодическими изданиями.

Проект направлен на решение важной задачи изучения, сохранения и популяризации Нартовского эпоса как историко-культурного наследия осетин, востребованного в современных социальных и культурных, образовательных и воспитательных практиках.

"Осетинская Нартиада" начинается обобщающей статьей "Нартовский эпос – художественная биография осетинского народа" доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Людвига Алексеевича Чибирова – автора многих исследований, посвященных нартовскому эпосу, инициатору и руководителю проекта "Энциклопедия осетинской Нартиады".

Наряду с Ахсартаггата и Алагата, Бората являются одним из трех главных родов, занимавшим Нижний квартал. Родоначальником Бората был старший сын нарта Сауассы – Бора. Бората – многочисленный род, обладающий бесчисленными стадами. Они не менее воинственны, чем Ахсартаггата, но, как подметил Дюмезиль, "этику героизма охотно связывают с богатством". Чтобы почтить достойно своих предков, они устраивают поминальные ритуальные скачки, к которым начинают приготовления за семь лет вперед.

Наряду с Ахсартаггата и Бората – один из трех нартовских родов. К нему относятся Умар, Аца, Ацамаз, Алымбег и его сын Тотрадз, Эльда, Уасанаг, Бырсаг и его сын Елтаган, Ахлау, в отдельных вариантах – Сослан (Созырыко). По другой версии, Алагата берут свое начало от нарта по имени Алаг.

Сказания о нартах складывались на протяжении двух тысячелетий (от скифских времен и до татаро-монгольского нашествия XIII в.) и отразили в себе разные исторические эпохи развития общества – от первобытнообщинного до феодального строя.

Высшим жизненным благом нарты считают вечную славу и добрую память потомков. Достичь их возможно только одним способом – строгим и безоговорочным следованием закону чести, своеобразному моральному кодексу. Его специфику легче понять, принимая во внимание воинственную идеологию скифо-аланской этнической среды, в которой и сформировалось ядро эпоса о славных рыцарях-нартах.

"Нарты – это поэтический псевдоним самих создателей эпоса, алан. Нартовский эпос – это поэтизированная и фантастическая автобиография народа в древнейший, овеянный мифами и легендами период его жизни". /В.И. Абаев/

Еще во второй половине ХIХ – нач. ХХ вв. в любом горном ауле и плоскостном селении Осетии можно было встретить певца и услышать от него героическую песню или сказание (кадæг) о нартах. Эти песни и сказания дошли до современного читателя благодаря народным певцам, передававшим их из уст в уста, из поколения в поколение.