«Северная Осетия», №176 24 сентября 2010 г.
« ...Европейцам становится важно: кто мы? откуда мы? где наши корни? А наши корни здесь, где мы сейчас с вами находимся».
Профессор Франко Кардини и публицист Джульетто Кьеза чувствуют себя во Владикавказе, как дома
“В 1987 году профессор Флорентийского университета Франко Кардини проснулся знаменитым в Северной Осетии человеком. Скорее всего, он даже не заметил этого, но мы – все, кто смог купить и прочитать его книгу “Истоки средневекового рыцарства”, сразу же почувствовали, что этот труд станет частью осетинской культуры, так как в нем прозвучали такое близкое и приятное нам понятие, как скифская цивилизация и утверждение, что скифо-сарматские и аланские племена на определенном историческом этапе являлись в своем роде двигателем прогресса”, – такими словами начал встречу с гостями из солнечной Италии известный историк Руслан Бзаров, не только задав тем самым тон беседе, но и емко выразив общее настроение собравшихся в конференц-зале СОИГСИ представителей политики, науки и общественности республики.
Приезда знаменитого ученого Франко Кардини и известного публициста, депутата Европарламента, члена Компартии Италии и большого друга осетинского народа Джульетто Кьеза во Владикавказе ждали с нетерпением по многим причинам, основная из которых – интерес к прошлому и настоящему нашего народа, который оба этих человека настойчиво проявляют и по роду деятельности, и из теплых дружеских чувств.
“Так получилось, что, взявшись за свою работу по исследованию истоков средневекового европейского рыцарства, я и не предполагал, что мне придется всерьез заняться скифо-сарматской, аланской темой, – поделился с собравшимися Франко Кардини. – Однако по мере продвижения я пришел к необходимости изучения археологических находок, сделанных на Кавказе. По совету профессора Виктора Рутенбурга я продолжил работу в архивах и музеях Москвы и Ленинграда, побывал на курганах Кавказа. В Париже плотно сотрудничал с Жоржем Дюмезилем, по совету которого познакомился с трудами Васо Абаева. Так начала вырисовываться моя концепция влияния скифов и алан на формирование средневекового рыцарства в Европе”.
Многоплановой работе Кардини помогли не только археологические находки, но и выводы антропологов и лингвистов, а произведения Абулькасима Фирдоуси, Шота Руставели, Нартский эпос дали возможность провести параллели не только в материально-техническом оснащении коневодов с востока и всадников запада, но и найти корни морально-этического кодекса воинов “без страха и упрека”.
“Сначала в моей работе активно фигурировало ключевое понятие “истоки”, – озвучил существенный момент Франко Кардини. – Но позже я сделал выбор в пользу понятия “корни”, которое не только более точное, но и более живое. Запад долго считал себя самодостаточным в историческом плане, и европейские ученые-историки не слишком углублялись в изучение корней, даже собственно европейского недалекого прошлого; но в последнее время ситуация меняется, появляются другие настроения, людям становится важно: кто мы? откуда мы? где наши корни? А наши корни здесь, где мы сейчас с вами находимся. Но пока для многих европейцев эти страницы истории если и интересны, то малоизвестны. Студенты итальянских вузов, к моему сожалению, в своем большинстве с трудом могут показать на карте Северный Кавказ, не говоря уже о чем-то большем”.
Журналист Джульетто Кьеза, прекрасно владеющий русским языком и очень хорошо знакомый с проблемами Кавказа, тут же поддержал своего земляка и товарища, в очередной раз продемонстрировав солидарность с народом Осетии: “В Европарламенте об Осетии практически ничего не известно. Когда за несколько месяцев до войны 2008 года на очередном заседании состоялась презентация Южной Осетии, в зале было всего семь депутатов, причем один из них я, и еще двое русскоговорящих. То есть все остальные парламентарии получали представление о том, что творилось в августе 2008-го, только из проплаченных ангажированных СМИ, нагло искажающих факты. По этой причине лишь я один выступил против резолюции Европарламента, где действия России в этом конфликте признавались чрезмерными”.
В том, что жителям Европы, особенно Западной, необходимо лучше разбираться в истории и географии, тем более новейшей, Джульетто Кьеза не сомневается, но способ донести объективную информацию до людей, принимающих судьбоносные решения, подчас не ведая, о ком, вообще-то, идет речь, выбрал иной: “Люди стали гораздо меньше читать. Мой друг, замечательный историк Франко Кардини написал действительно хорошую книгу, но она не для многих. Мы, да и россияне тоже, превращаемся в homo videos – человека телевизионного: проще посмотреть, чем прочитать. Поэтому я решил снять фильм о Южной Осетии, рассказать об этом прекрасном, свободолюбивом народе, раскрыть суть и причины конфликта между этой республикой и Грузией, чтобы члены Европарламента, наконец, поняли: есть такой народ, который долгие годы, несмотря на все притеснения, борется за свою независимость”.
Перед просмотром фильма, который привез Джульетто Кьеза, автор пояснил, что картина создавалась именно для западного зрителя, не знакомого, или знакомого крайне смутно, с самим фактом существования осетин, но его опасения по поводу того, что кое-что из фильма может показаться нам наивным или неважным, не подтвердились. Южная Осетия такая, какая она есть, ее история, ее люди и их борьба за свое завтра – вот что известный публицист задумал и мастерски воплотил в своем фильме под символичным названием “На краю света”.
А то, что сразу после просмотра первый Президент РЮО Людвиг Чибиров просто молча пожал Джульетто Кьеза, руку, стало самой красноречивой реакцией на работу известного публициста.
“Мы не привыкли считать себя провинциалами и, очевидно, имеем на то основания, но иногда это так. Это чувствуется в моменты, когда о тебе говорят другие, а тебе просто остается сказать спасибо, – поблагодарил гостей вице-спикер Парламента РСО–А Станислав Кесаев. – Франко Кардини, книжный человек, составил и опубликовал мнение о нас, которым мы часто, а иногда слишком часто, гордимся. А фильм Джульетто Кьеза – работа мастера, который говорит то, о чем не сказать нельзя. За это отдельная благодарность”.
Не обошлось и без вопросов гостям, и если историков больше интересовало мнение профессора Кардини, то вопросы журналистов, касающиеся в основном нынешнего положения Южной Осетии, были адресованы преимущественно Кьеза.
“Мне кажется, вооруженная стадия противостояния исчерпана. Во всяком случае хочется в это верить, – поделился известный публицист своим мнением. – Независимость завоевана, теперь надо жить, строить свое государство. И признание Южной Осетии тоже будет. Это дело не одного дня, но постепенно мир свыкнется с мыслью, что появилось еще одно государство. Эпоха империи США подходит к своему концу, давление этой державы на мир становится все меньше, а значит, снижается дестабилизирующий фактор. У Европы свои интересы, ей нужно сближаться с Россией, нам необходимо больше знать друг о друге. И это еще одна причина, по которой был снят этот фильм”.
“Корни европейской культуры уходят слишком далеко на восток, чтобы замыкаться на небольшом пятачке от Одра до Атлантики, – поддержал, в свою очередь, мысль профессор Франко Кардини. – Общеевропейское пространство простирается как минимум до Урала, а благодаря России мы можем увидеть, как европейская культура доходит до Тихого океана. Поэтому важно знать все, с этой культурой и ее истоками связанное. Надеюсь, второе, полное издание моей книги с новым предисловием на русском языке этому поможет”.
Прошлое и настоящее осетинского народа, к которым так неравнодушно отнеслись гости с запада, на самом деле нуждаются в более глубоком изучении и осмыслении, причем нами самими же в первую очередь. Только так мы сможем осознать себя частью Европы не только географически, но и в историческом, этическом, культурном аспектах. И, может быть, это поможет не только понять для себя свою роль в мировой истории, но и занять соответствующее место в современном мире как целый народ, а не как группа нескольких гениальных представителей этого народа.
С. ХУДИЕВ.
Фото Р. ЛАГКУЕВА.