21 марта в рамках культурно-просветительского проекта «Визуальная антропология» ученые и гости СОИГСИ им. В.И. Абаева получили возможность наглядно познакомиться с традициями празднования иранского Нового года Новруз, уходящего корнями в зороастризм. Инициатором мероприятия выступил исследователь зороастризма, иранский общественный деятель Ардаван Ривани. Впервые иранский гость, идентифицирующий себя как зороастриец, побывал в Осетии в 90-е годы и, по его словам, был поражен обилием этнокультурных параллелей между зороастризмом и традициями и обычаями осетинского народа, которые он сохранил практически в неизменном виде сквозь века.
Новруз (с таджикского и персидского языков – «новый день») – праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов, первый день иранского календаря, начало весны, приходится на 21 марта, день весеннего равноденствия, символизирующий равенство дня и ночи, начало сезона роста и процветания. В настоящее время Новруз отмечается в Иране, Афганистане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане и др. 30 сентября 2009 года Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Пользуясь услугами переводчика, востоковеда, прекрасного знатока фарси, старшего научного сотрудника отдела осетинского языкознания СОИГСИ Эльбруса Сатцаева, Ардаван Ривани рассказал об истории праздника, его связи с зороастрийскими церемониями, а также продемонстрировал несколько видеофильмов.
Одним из ключевых символов Новруза, помимо взаимных подарков, в Иране является «хафт-син», или «семь «синов» – специальный праздничный стол, иранский аналог новогодней елки, с семью символическим предметами, обязательными для встречи Нового года, каждый из которых начинается на букву «с» («син» – буква персидского алфавита): 1) яблоко (Сиб) – представляет фрукты и здоровую пищу, символ Сепандармаз – женского божества, приносящего хозяевам красоту и здоровье; 2) сладкий пудинг из пшеничных ростков (Саману) – символ святости и плодородия, представляет благодарность богу за дарованную в прошлом году пищу и зерно. Также символизирует зороастрийское божество Шахривар; 3) дикая маслина (Сенджед) – символ любви и зороастрийского божества Хордад; 4) чеснок (Сир) – символ природы и народной медицины, хранит здоровье членов семьи, также символ Ахура-Мазды, главного зороастрийского божества; 5) Сумах – ягоды этого растения, (как считается, цвета солнца), символизируют победу добра над злом, Ахура-Мазды над Ахриманом. Он же символизирует божество Бахман, и является одновременно символом дождя и символом восхода солнца; 6) Уксус (Серке) – символ старости и мудрости, терпения и чистоты. Символизирует зороастрийское божество Амордад; 7) зеленые ростки (Сабзе) – символ возрождения (зороастрийское божество Ордибехешт). Кроме того, на праздничном столе могут присутствовать монеты (Секе) как символ богатства, цветы (столько цветов, сколько в семье детей), чаще всего гиацинты или тюльпаны – символ весны и юности, книга, крашеные яйца, горящие свечи и даже… специальная ваза с золотыми рыбками.
Ардаван Ривани попытался максимально полно отразить красоту и самобытность иранского новогоднего стола прямо в конференц-зале СОИГСИ. Ученые не просто окунулись в праздничную атмосферу иранского Нового года, но и обсудили общее и особенное в осетинских и зороастрийских традициях и ритуальных практиках. К примеру, одной из ярких этнокультурных маркеров является зороастрийская церемония под названием «Чахаршамбе-сури», когда вечером последнего «предновогоднего» вторника на улицах разводят костры, а молодежь соревнуется в ловкости перепрыгивания через них. Этот ритуал присутствует как в русской, славянской, культуре (Иван-купала), так и в осетинской (встреча Старого Нового года).