СОИГСИ запускает новый культурно-просветительский проект
С 15 июля Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева запускает новый культурно-просветительский проект «Весь мир – мой храм: визуальная антропология».
ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление в культурной антропологии, которое занимается изучением духовных, бытовых, природных, исторических и других сторон культуры (традиции, обычаи, ритуалы, церемонии и т.д.) и их аудиовизуальной фиксацией с использованием различных средств, включая рисунок, фотографию, музейную экспозицию, медиа, театр и особенно кинематограф. Основные задачи визуальной антропологии: отображение реального состояния малоизвестных и зачастую исчезающих культур, выявление закономерностей их существования, быта.
В рамках нового проекта в конференц-зале СОИГСИ состоялся открытый показ документального фильма режиссера, сценариста, общественного деятеля Тоджуддина (Анатолия) Гадомамадова «Шогун – праздник Нового года» (2012) – о самобытной культуре памирцев, до сих пор сохранивших древние верования, традиции и обряды, которые органично вплетены в исламскую религию.
Памирцы (также называются бадахшанцами; численность – около 300 тыс.человек) — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша (историческая область Бадахшан) между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района). Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи, чем отличаются от таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам. Большая часть памирцев исповедует исмаилизм, что также отличает их от таджиков, в большинстве своем исповедующих суннизм. Различают северных (шугнанцы, рушанцы, сарыкольцы, язгулямцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы) памирцев.
Выбор фильма «Шогун» не случаен. Картина попала в Осетию благодаря знакомству режиссера А.Гадомамадова с осетинскими коллегами В. Едзаевым (кинокомпания «Эра Водолея») и кинорежиссером М. Джусоевым. А.Гадомамадов посетил святые места Осетии, познакомился с Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований и провел несколько консультаций с учеными СОИГСИ, ведущими специалистами в области иранской проблематики: Людвигом Чибировым, Эльбрусом Сатцаевым, Федаром Таказовым, Дианой Сокаевой, Алексеем Чибировым.
Обнаружив целый ряд совпадений в реализации обрядовых практик, режиссеры загорелись идеей создания новых кинопроектов в жанре визуальной антропологии, посвященных более глубокому изучению этнокультурных параллелей памирцев и осетин. Памирцы и осетины – иранские народы, при этом памирцы относятся к юго-восточной подгруппе иранской группы индоевропейской семьи языков, а осетины – к северо-восточной подгруппе. Однако этнокультурные параллели между двумя этносами не ограничиваются одной лишь языковой близостью, что и было наглядно показано в фильме.
На открытый показ в рамках проекта СОИГСИ «Весь мир – мой храм», помимо научных сотрудников института, пришли режиссеры Мурат Джусоев, Владимир Едзаев, Мадина Тезиева, Индира Черджиева, представители таджикской диаспоры в РСО-А, студенты, журналисты. Зрители активно делали заметки после каждого эпизода, настолько очевидны и многочисленны были этнокультурные совпадения: от хозяйственно-бытовой атрибутики (емкость для сена, строительство оград, молотьба камнем) и национальных блюд (треугольные ритуальные пироги, обжаренное в масле зерно, фигурки из теста) до обрядовых практик задабривания покровителей жилища и сил природы и всенародных игрищ, спортивных состязаний и танцев.
Просмотр сопровождался комментариями главы таджикской диаспоры в РСО-А, председателя республиканской общественной организации «Памир» Арсена Худододова. Он поблагодарил организаторов встречи и отметил, что подобные проекты имеют огромное значение для сохранения и популяризации национальных традиций и диалога культур в современном глобалитарном мире. Глава таджикской диаспоры также сообщил, что еще в октябре 2014 года, в ходе работы IV Межпарламентского форума «Россия – Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» между Правительством Республики Северная Осетия-Алания и исполнительным органом государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан было подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарно-культурном сотрудничестве.
В свою очередь, автор и руководитель проекта «Весь мир – мой храм: визуальная антропология», старший научный сотрудник отдела источниковедения СОИГСИ, кандидат филологических наук Диана Сокаева поблагодарила всех участников открытого показа и отметила высокий профессионализм создателей фильма «Шогун», которые смогли передать главное преимущество визуальной антропологии: не постановочный, а «живой» характер повествования, которого можно достичь только благодаря непосредственному проникновению, «вживанию» в этнокультурную среду: «Режиссеру удалось корректным, доступным языком донести красоту и величие обрядовых элементов культуры современных памирцев, при этом не забыв о художественной составляющей», – отметила Д.Сокаева.
Сотрудничество СОИГСИ с А.Гадомамадовым и другими режиссерами, специализирующимися на этнической тематике, будет продолжено. В ближайших планах просмотры фильмов Индиры Черджиевой, Мурата Джусоева, Мадины Тезиевой, Султана Цориева. Кроме того, ученые СОИГСИ и деятели кино республики поставили вопрос о пополнении отдела видеоматериалов Научного архива СОИГСИ старыми кинолентами и современными документальными фильмами, которые содержат этнографический материал. Визуальная фиксация материала, как никакая другая, отражает дух времени и особенные черты народа.