12 февраля на Кубе состоялась первая за всю историю Католической и Православной церквей встреча их предстоятелей – Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. В преддверии события его прокомментировал для газеты «Северная Осетия» кандидат исторических наук, научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева Борис СИНАНОВ.
– Встреча первоиерархов двух крупнейших ветвей христианства имеет поистине историческое значение. На сегодня РПЦ является самой многочисленной и влиятельной в православном мире. Предшественники нынешнего папы – Франциска – не раз просили о такой встрече, обе церкви ее долго и тщательно готовили и, по крайней мере, дважды очень близко подходили к ее осуществлению.
Однако, несмотря на столь высокий уровень представительства Восточного и Западного христианства, не стоит ждать от встречи рассмотрения вероучительных вопросов, которых с момента официального разделения церквей в 1054 г. накопилось немало.
Предполагается, что встреча завершится подписанием совместной декларации. С учетом неоднократно подчеркнутого политического значения встречи в совместном заявлении, вероятнее всего, найдет отражение оценка современных процессов на Ближнем Востоке и Северной Африке.
В первую очередь это касается положения христианского меньшинства, которое в условиях терроризма, приписывающего себя к исламу, целенаправленно подвергается физическому уничтожению и имеет тенденцию к сохранению только в качестве крохотных реликтов.
А ведь именно на этих территориях расположены не только важнейшие общехристианские святыни, но и древние православные патриархаты – Антиохийский и Александрийский, традиционно пользующиеся высоким авторитетом в православном мире.
Перед лицом общей опасности представители христианских церквей не единожды приходили на помощь друг другу. В 1921 г. в нашей стране начался страшный голод, и патриарх Тихон обратился к папе Римскому и архиепископу Кентерберийскому с просьбой о помощи голодающему Поволжью. И помощь пришла и спасла множество людей.
В свою очередь, и РПЦ традиционно, уже начиная с XVI в. и по мере ослабления позиций христиан на Востоке, оказывала православным церквям финансовую, а позднее и политическую поддержку.
И сегодня перед лицом агрессии необходимо, чтобы христиане были сплочены, оставили обиды в стороне. Так или иначе этот тезис должен найти отражение в совместной декларации.
Вполне возможно, что не останутся в стороне и вопросы девальвации в современном мире духовно-нравственных ценностей. Как православная церковь, так и католическая находят точки соприкосновения в вопросах нерушимости и вневременного характера нравственных ориентиров христианства.
Несмотря на осторожные прогнозы о результатах предстоящей встречи и невозможность разрешения иерархами догматических противоречий на данном этапе, она будет иметь важное значение на долгом и тернистом пути к единству христианского мира.