Сарматизм - идеология польской шляхты, окончательно сформировавшаяся на рубеже XVI-XVII вв. В соответствии с установками данной идеологии, польская шляхта видела своё предназначение в защите восточных рубежей западной цивилизации от «восточных варваров». Под последними подразумевалась, в первую очередь, Россия, с которой у Польши были серьезные геополитические расхождения. 

Идеология сарматизма была попыткой выработать эффективную бинарную идеологему, с помощью которой можно было бы наиболее полно обозначить будущий цивилизационный маршрут польской государственности, и, одновременно, вывести за пределы цивилизованного человечества своего главного геополитического оппонента (Россию).

Поскольку господствующей религией в Речи Посполитой был католицизм, сделать это было несложно. Православие объявлялось восточной схизмой, а сам Восток (для поляков термин «Восток» означает «Россия», а Китай, Японию и прочий реальный Восток они называют Дальним Востоком) - территорией преступного хаоса. Это была земля, где православные схизматики хулили святую католическую веру, не признавали главенство Папы Римского и прочими способами противились той цивилизационной миссии, которую католической Польше выпала судьба осуществить в этих землях.

Для закрепления данных идеологических установок был разработан целый мифологический комплекс, охватывающий не только религию, но и политико-социальные и культурно-этнографические аспекты. 

Польская аристократия объявляла себя потомками воинственных сарматов - племени, пришедшем некогда с востока в Европу, где и создало свою хранимую Богом католическую державу. Появились богословы, которые утверждали, будто Адам и Ева в раю разговаривали по-польски, и что самим Господом польскому народу предопределено нести светоч польской культуры и польской (католической) веры одичавшему Востоку. 

Господство идеологии сарматизма было в ту эпоху настолько полным, что нашло отображение в польской архитектуре, живописи, моде (т.н. сарматский стиль). 

Период появления сарматизма не случаен. XVI-XVII вв. - время жесткого геополитического соперничества Речи Посполитой и России. Решался, ни много ни мало, вопрос, за кем сохранится роль регионального лидера и посредника между Западом и Востоком. 

Польская шляхта своим главным делом считала войну. Веря, что их предки-сарматы некогда владели землями, где потом появилась Россия (совершенно случайно и незаслуженно, с точки зрения поклонников сарматизма), они считали делом чести вернуть их в состав польской короны. А сама Польша, в их понимании, освящалась уже тем, что старалась распространить католичество на восток, в полном соответствии с католическим термином opera operata (действие, освященное самим действием). 

Идеология сарматизма оправдывала экспансионистскую политику Польши на восточном направлении. Менялись времена, но приверженность польской политической элиты идее продвижения на восток не менялась, а только приобретала новые формы.

После сарматизма появилась концепция Междуморья (Intermarum) Юзефа Пилсудского (антироссийский союз государств между Балтикой и Черным морем во главе с Польшей), затем доктрина ULB (союз Польши с блоком Украина - Литва - Белоруссия), проект «Восточного партнёрства» (постановка на антироссийские рельсы Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана), и т.д. 

Как говорил Овидий, все меняется, ничего не исчезает. Так и с геополитическим кредо Варшавы: идея натиска на восток принимает различный облик, но её суть одна - обеспечить Польше региональное лидерство посредством ослабления России. 

В последние годы  употребляется термин неосарматизм. Но не все так просто с его определением. Неосарматизм - это не только реанимация прежних морально-политических чаяний XVI в. Те из поляков, кому импонирует сарматская идеология, видят в ней альтернативу западному атеистическому либерализму и средство оздоровления польского патриотизма. При этом часть поклонников сарматизма считают Россию, как и 500 лет назад, метафизическим злом, стоящим на пути у Польши, которая спасётся только католическими идеалами. 

Другая часть, напротив, видит в России хоть и не дружественную, но силу, отстаивающую христианские ценности перед лицом либерального фундаментализма. Русофилами это польских неосарматистов не делает, но способствует коррекции их политических взглядов, согласно которым они видят большее зло не в верующей России, а в неверующем Западе. 

О полном возрождении идеалов сарматизма в современной Польше говорить пока не приходится. Он остаётся больше частью истории, чем современности. Но польская восточная политика от этого не страдает. За века польско-российского противостояния она выработала богатый категориальный аппарат для обоснования своего экспансионизма в этом направлении.

 

Источник: Кавказский геополитический клуб