Статья кандидата филологических наук М.Л. Чибировой в научно-популярном проекте "Женщина в зеркале осетинских традиций" в газете "Северная Осетия".

Единственная дочь известного персонажа эпоса Сайнаг-алдара Агунда присутствует во многих историях, но ее образ особенно ярко раскрывается в сказании "Ацамаз и красавица Агунда" ("Ацæмæз æмæ Агуындæйы рæсугъд"). Согласно В.И. АБАЕВУ ее имя означает "Яхонтовая", происходя от древнего сармато-аланского слова, родственного парф. y’kwnd, перс. yākand, груз. iagundi, ср. в русской народной речи стойкое выражение "яхонтовая моя".

Женщины в нартовском эпосе осетин отличаются красотой. В сказании говорится: "До самых пят падала тяжелая шелковистая коса Агунды, ясному дню после дождя подобен был взгляд ее черных глаз…хватка у нее была спорая и быстрая, подобно лебедю плывущему шла она… рано утром за водой, плавно извиваясь тонким станом, месяц светил в ее медном кувшине и яркое солнце сияло на лице ее". От ее лика исходит утренний свет, а коса – золотая.

Сказители обращали внимание и на сочетание красоты Агунды с ее работоспособностью и трудолюбием. За какую бы работу она ни бралась, все у нее получалось ловко.

Жила она с отцом на вершине Черной горы. Многие юные нарты джигитовали, соревновались в ловкости и силе у подножия этой горы, чтобы обратить на себя внимание красавицы, но она не удостаивала вниманием никого из многочисленных женихов.

Но стоило забравшемуся на высокий утес близ Черной горы сыну Аца юному Ацамазу заиграть на золотой свирели, как заплясали серны, лани, косули, зайцы, лисицы… пустились в пляс Черная гора с Белой. Увидев всю эту картину и услышав чудесные звуки свирели, Агунда выглянула из окна своей башни. "Любовь, – читаем далее в сказании, – пронзила Ацамаза, и красавица Агунда, увидя его, тоже затрепетала от любви". Однако, скрыв свои чувства, она попросила его подарить ей золотую свирель. Просьба показалась Ацамазу обидной и он разбил о скалу свирель вдребезги. Когда же при содействии небожителей Сайнаг-алдар дал согласие на брак дочери с Ацамазом и был обговорен размер калыма (сто оленей, в одном году родившихся), Агунда собрала обломки свирели, ударив по ним своей волшебной палочкой, они соединились, и свирель стала лучше в семь раз. Калым был выплачен. Агунда вернула свирель Ацамазу, и влюбленные сыграли свадьбу. Ацамаз привез прекрасную Агунду в дом нартов на серебряной повозке, запряженной семью красивыми оленями, подаренными Афсати. Свадебным дружкой был сам Уастырджи, вторым дружкой – нарт Урызмаг. Молодожены зажили счастливой жизнью.

В другой версии дочь Бурафарныга Агунда потешилась над Зивагом из Ахсартаггата, за что тот наслал на нее страшное проклятие: "Создатель всего сущего, сделай так, чтобы она зачала без мужчины". Слово Зивага исполнилось, у нее родился сын. По велению оскорбленного отца Бурафарныга их поместили в бурдюк из буйволиной кожи и бросили в море. Морские волны выбросили их на берег, они поселились во дворце, выпрошенном Зивагом у Бога.

В некоторых сказаниях Агунда – суженая молодого нарта из рода Бората, в других – Батраза, Сослана, Хамыца, заменяя Быценон, а родителями ее являются Солнце, Челахсартаг. Агунда обладает способностью превращаться в оленя и птицу.

Ей приписывают и героические черты – она возглавляла женское войско нартов, когда в отсутствие именитых мужчин на нартовское селение нападали недруги. Согласно одному сказанию великаны не решались напасть на нартов, так как боялись Агунду, которая могла порубить их на мелкие куски. По замечанию Р.Б. Исмагилова, Агунда – "второй по степени встречаемости в нартском эпосе женский персонаж". Устойчивым определением при этом имени являются слова "прекрасная" или "красавица", которые вполне адекватно отражают и функциональное назначение Агунды в эпосе. Эта роль несложная: быть красивым и привлекательным объектом вожделения со стороны нартских юношей. Многочисленные эпизоды состязаний женихов, претендующих на руку Агунды, кажутся смонтированными нарочно для завязки очередного героического сюжета. Образ же самой красавицы при этом размыт, обобщен, лишен и намека на определенность и индивидуальность. Создается впечатление, что под одним именем в эпосе действуют многие разные девушки, объединенных в процессе циклизации в одном лице "красавицы Агунды". Агунде осетинских сказаний соответствуют балкарская Агунда, абхазская Гунда и адыгская Акуанда, хевсурское женское имя Агунда. Н.М. Дрягин сопоставлял Агунду с абхазской богиней пчеловодства Анан-Агундой. О том, что Гунда стала покровительницей пчел и меда, прямо говорится в абхазских сказаниях. Сюда же относится имя божества пчел у мегрелов Джгерегуна, или Джгерагуна.

АВТОР: МАРИНА ЧИБИРОВА, КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

"Северная Осетия"