Научно-просветительский проект «Лекторий «Академическая среда» реализуется в рамках договора между Владикавказским научным центром Российской академии наук и Министерством образования и науки РСО-Алания на базе ГБОУ «Республиканский центр выявления поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Вершина».
В рамках лектория проводятся открытые научно-популярные лекции, мастер-классы и семинары научных сотрудников и молодых ученых Владикавказского научного центра РАН в области математики, наук о Земле, гуманитарных, биомедицинских и сельскохозяйственных наук в среде школьников 8-11 классов.
Проект направлен также на популяризацию науки и научно-исследовательской деятельности в среде школьников, выявление учащихся, мотивированных к осуществлению научно-исследовательской деятельности, а также оказание консультативной помощи учителям профильных дисциплин.
20 марта 2024 года в 15:00 в Республиканском центре выявления поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи «Вершина» состоялась четвертая сессия лектория «Академическая среда» для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ.
С мультимедийной лекцией «Календарно-обрядовый фольклор осетин» выступила старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы СОИГСИ, кандидат искусствоведения Д.М. Дзлиева.
В ходе лекции школьники узнали, что народный календарь осетин – это формировавшаяся на протяжении многих столетий система счета годового времени, от одной праздничной даты к другой. Каждая значимая дата календаря сопровождается ритуалами, непременно включающими обрядовое застолье с исполнением различных музыкально-фольклорных образцов. Основная функция календарно-обрядового фольклора – магическая, способная воздействовать на окружающий мир и менять его в лучшую сторону. Календарно-обрядовые песни являются одним из наиболее ранних слоев народной музыкальной культуры. В осетинской традиции они представлены следующими жанрами: религиозно-мифологические песни, которые исполняются во время календарных праздников в честь того или иного покровителя; земледельческие песни, исполняющиеся во время аграрных праздников; обрядово-поздравительные песни, исполняющиеся в различных обрядовых ситуациях, связанных с обходом дворов. В рамках лекции была дана краткая характеристика каждого жанра, обозначены обрядовые ситуации, в рамках которых исполнялись те или иные обрядовые песни. Участникам также было предложено послушать аудиообразцы каждой из представленных песен. В современной ритуальной практике осетинские календарные песни перестают существовать в рамках обряда, но продолжают звучать на концертах. Усилиями фольклорных ансамблей и талантливой инициативной молодежи обрядовые песни как важнейший элемент традиционной культуры возвращаются в контекст некоторых ритуальных действ, что является важным фактором в вопросе сохранения песенно-обрядового компонента осетинской традиционной культуры.