16(29) марта 1904 г. в г.Моздоке Терской области родился Евгений Игнатьевич Крупнов – один из крупнейших отечественных археологов, Специалист в области древней и средневековой археологии Северного Кавказа и этногенеза кавказских народов, доктор исторических наук (1961), профессор (1964), лауреат Ленинской премии (1963).
В 1924 г. он окончил среднюю школу и поступил на этнологическое отделение Северо-Кавказского педагогического института во Владикавказе. В то время в нем работали такие известные кавказоведы, как профессора Б.А. Алборов, В.П. Пожидаев, Л.П. Семенов, Н.Я. Немировский, привлекавшие к исследованию родного края способную молодежь. Скоро постоянным участником их научных экскурсий стал студент Е.И. Крупнов. Яркая и самобытная культура горцев Кавказа: осетин, ингушей, чеченцев, тогда почти неизведанные пути их истории привлекали к себе внимание Евгения Игнатьевича и вскоре стали смыслом и делом всей его жизни. Наибольший интерес Крупнов проявлял к археологии.
Стремясь получить систематическое историко-археологическое образование, Е.И. Крупнов в 1927 г. перешел на историко-археологическое отделение исторического факультета МГУ, где занимался у профессора В.А. Городцова. По окончании университета в 1930 г. Евгений Игнатьевич был принят на работу в Государственный исторический музей.
Работа в ГИМе является важным этапом в творчестве и деятельности Е.И. Крупнова. Здесь он написал и опубликовал в 1933 г. свою первую научную работу – обстоятельную рецензию на статью А. С. Вартапетова в журнале «Революция и горец». В этом же году Евгений Игнатьевич вместе с Л.А. Ельницким провел первую самостоятельную археологическую разведку левобережья р. Риони. Так началась активная и многогранная творческая деятельность Е.И. Крупнова. Уже в 1935 г. он возглавил археологическую экспедицию Государственного Исторического музея в горные районы Северной Осетии. В 1937 г. Евгения Игнатьевича пригласили на работу в московское отделение ГАИМК (ныне Институт археологии РАН). В 1938 г. Е.И. Крупнову было присвоено звание старшего научного сотрудника.
Началась Великая Отечественная война. С группой своих товарищей-археологов (А.П. Смирновым, П.А. Дмитриевым, Д.А. Крайновым и др.) Евгений Игнатьевич вступил в московское народное ополчение и солдатом Ленинской дивизии был отправлен на Западный фронт. После ранения (в октябре 1941 г.) он на короткий срок приехал в Москву и успешно защитил в МГУ кандидатскую диссертацию. Военную службу он продолжил в стрелковой дивизии в качестве лектора политотдела.
В 1945 г. Евгений Игнатьевич был демобилизован и вернулся в Москву. С этого времени начинается наиболее плодотворная его деятельность. В первые послевоенные годы ощущался недостаток научных кадров в кавказской археологии и Евгений Игнатьевич наряду с работой в ГИМе и Институте археологии АН СССР в течение трех лет (1947–1949 гг.) заведовал сектором археологии в Кабардинском научно-исследовательском институте. Возобновилась интенсивная полевая экспедиционная работа, охватившая в эти годы значительную часть Северного Кавказа от Дагестана до Кабарды и Пятигорья. Быстрыми темпами шло накопление и изучение нового археологического материала, в результате чего появились такие ценные исследования Евгения Игнатьевича, как «Материалы по археологии Северной Осетии докобанского периода», «Новый памятник древних культур Дагестана», «Грузинский храм «Тхаба-Ерды» на Северном Кавказе», ряд больших статей по истории Кабарды и др. В первые послевоенные годы были изданы небольшие по объему, но содержащие важные наблюдения и выводы обзорные работы Евгения Игнатьевича: «Краткий очерк археологии Кабардинской АССР» и «К вопросу о культурных связях населения Северного Кавказа по археологическим данным».
Назначение Е.И. Крупнова в 1951 г. на пост заместителя директора Института археологии АН СССР не отразилось на его научной работе. В 1952 г. выходит монографическое исследование «Жемталинский клад», посвященное замечательному комплексу бронзовых вещей VIII–VII вв. до н. э., найденному в ущелье р. Псынгансу. Глубокое исследование Жемталинского клада явилось выражением постоянного интереса исследователя к проблемам всемирно известной кобанской культуры Кавказа. Разработка этих проблем становится ведущей в дальнейшем научном творчестве Евгения Игнатьевича.
Опираясь на накопленный археологический материал, в 1950–1951 гг. он приступил к написанию древней истории Кабарды. Первые главы этой работы, охватывающие эпохи неолита, бронзы и раннего железа, были напечатаны в изданиях Кабардинского НИИ. В 1957 г. был опубликован сводный труд «Древняя история и культура Кабарды». Труды Е.И. Крупнова по истории Кабарды очень интересны, так как основаны на тщательном изучении и анализе фактов.
Трудно даже перечислить десятки статей и рецензий, опубликованных Е.И. Крупновым в пятидесятые годы, итоги его многочисленных экспедиций в различные районы Северного Кавказа. Важными стали проблемные статьи «О состоянии и задачах изучения археологии Кавказа», «О походах скифов через Кавказ», «Киммерийцы на Северном Кавказе». Большое научное и практическое значение имели исследования экспедиции Е. И. Крупнова в прикаспийских Божиганских и Ачикулакских песках Ставрополья. Работая несколько лет в Северо-Западном Прикаспии, экспедиция установила, что некогда в этих ныне безводных районах была достаточно высокая плотность населения, занимавшегося главным образом скотоводством. Основываясь на археологических и спорово-пыльцевых исследованиях, Е. И. Крупнов доказал не только существование иной, более благоприятной биологической среды в Северо-Западном Прикаспии в прошлом, но и указал на возможность экономического возрождения и хозяйственного использования заброшенных районов в будущем. Этим актуальным задачам современности посвящены статьи «За экономическое возрождение районов Прикаспийской низменности» и «К истории Моздокской степи и Западного Прикаспия». То есть его труды переходили в научно-практическую плоскость.
В 1955 г. у с. Мужичи в Ассинском ущелье Чечено-Ингушской АССР Евгений Игнатьевич начал раскопки так называемого Лугового могильника VI–V вв. до н. э. и поселения III тыс. до н. э. В последующие годы раскопки этого археологического комплекса были продолжены учеником Е.И. Крупнова Р.М. Мунчаевым. Луговой могильник оказался одним из наиболее значительных погребальных памятников скифского времени на Кавказе, характеризующий глубокие связи и взаимовлияния местных культур Кавказа, степного скифо-савроматского мира и даже связи со странами Ближнего Востока. Исследование материалов Лугового поселения позволило сделать важный вывод о том, что территория Чечено-Ингушетии в III тыс. до н. э. входила в зону распространения куро-аракской и майкопской культур.
Параллельно с активной исследовательской деятельностью Евгений Игнатьевич вел большую научно-организационную, административную и общественную работу, оставаясь бессменно до 1960 г. заместителем директора Института археологии АН СССР. В 1950–1952 гг. он избирался депутатом Кировского районного совета Москвы.
В 1960 г. вышла в свет монография Е.И. Крупнова «Древняя история Северного Кавказа». В этом капитальном труде подведены итоги напряженной работы ученого в течение двух десятилетий. В 1960 г. данное исследование было защищено им в качестве докторской диссертации, а в 1963 г. за этот труд Е.И. Крупнову была присуждена Ленинская премия.
«Древняя история Северного Кавказа» отличается многообразным и разноплановым содержанием. Главной темой в ней является кобанская культура I тыс. до н. э. Содержание книги выходит за рамки собственно кобанской культуры; в ней поставлены и решены многие вопросы древней истории Северного Кавказа – о связях населения со скифскими, позднее сарматскими племенами, о широких международных связях населения древнего Кавказа и их путях, о происхождении некоторых современных кавказских народов и пр. Всем своим содержанием книга неопровержимо доказывает главное – горы Кавказа никогда не были «дикими горными трущобами» и отсталой окраиной древнего цивилизованного мира, напротив, Кавказ был одним из очагов высокой культуры и в III–I тыс. до н. э., а история кавказских народов уже с этой седой древности была органически связана с историческими судьбами племен и народов Древнего Востока и Юго-Восточной Европы. В книге сообщалось также о скифах на Кавказе и их походах в Переднюю Азию.
В 1966 г. вышла в свет статья Е.И. Крупнова «Кавказ в древнейшей истории нашей страны», где вновь была показана несостоятельность утверждений о якобы извечной культурной отсталости северокавказских народов. Подлинно научное выяснение исторической роли Кавказа во всех аспектах было в центре научных интересов Евгения Игнатьевича до последних дней его жизни.
С 1957 г. Е.И. Крупнов руководит объединенной Северо-Кавказской археологической экспедицией (СКАЭ) с участием Чечено-Ингушского, Северо-Осетинского, Карачаево-Черкесского научно-исследовательских институтов и музеев краеведения. По количеству сотрудников, охваченной полевыми работами территории и широте научной проблематики СКАЭ была одной из крупнейших археологических экспедиций СССР. В этом – огромная заслуга ее организатора и бессменного руководителя Е.И. Крупнова.
Наиболее широкие работы были развернуты в Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР. В 1957 г. СКАЭ начала многолетние исследования в районе села Эльхотово – станицы Змейской, где впервые в больших масштабах был раскопан поселок кобанской культуры IX–VIII вв. до н. э., начаты раскопки обширного аланского катакомбного могильника XI–XII вв. у станицы Змейской, а позже изучение крупнейшего городища Северной Осетии Верхний Джулат. Эти материалы стали важными источниками по древней и средневековой истории всего Северного Кавказа. Роль Евгения Игнатьевича в организации этих исследований и научной оценке добытых материалов трудно переоценить. Так, он вместе с Л.И. Лавровым локализовал на Верхнем Джулате известный в русских летописях «славный ясский город Дедяков».
В последние годы жизни Евгений Игнатьевич, обобщая свой научный опыт, обратился к замечательному устно-поэтическому творчеству северокавказских народов – нартскому эпосу.
Длительное изучение кобанской культуры привело его к заключению о том, что по аналогии с древними греками именно эту эпоху можно назвать героической. Тогда появилось на Кавказе железо и, видимо, сформировалось основное ядро нартского эпоса. Работа Крупнова «О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа» привлекла особое внимание не только специалистов, но и всех людей, неравнодушных к истории, проблемам культуры. Основательное исследование о нартском эпосе было мечтой ученого, но ей, к сожалению, не было суждено сбыться.
Евгений Игнатьевич подготовил многих высококвалифицированных археологов, впоследствии работавших в научных учреждениях Российской Федерации и в Закавказье (И.Г. Нариманов, Д.А. Халилов, Т.А. Бунятов, Р.М. Мунчаев, В.И. Марковин, В.А. Кузнецов, В.И. Козенкова, Д.М. Атаев, И.М. Мизиев, В.В. Бжания, О.Х. Бгажба, М.Х. Багаев, О.Д. Давудов и др.). Особое внимание Е.И. Крупнов уделял подготовке национальных кадров археологов, считая это своим долгом и щедро делясь с молодежью не только знаниями и опытом, но и накопленными археологическими материалами.
Е.И. Крупнов достойно представлял советскую науку за рубежом во время поездок в Сирию, Ливан, Ирак, Турцию, Югославию. В 1963 г. за заслуги в освещении культурных связей южных районов СССР со странами Ближнего Востока ему была присуждена премия известного ливанского общественного деятеля Саида Акля. За большие научные достижения и плодотворную общественную деятельность Евгений Игнатьевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями, а также почетными грамотами Верховного Совета и Совета Министров Северо-Осетинской АССР. Ему были присвоены звания заслуженного деятеля науки Чечено-Ингушской и Кабардино-Балкарской АССР.
Все свои силы он отдавал во имя процветания советской науки. Коллеги удивлялись неиссякаемой энергии этого человека: он находил время и для нелегкой работы в ВАКе, заведовал сектором неолита и бронзы Института археологии АН СССР, был членом редколлегии журнала «Советская археология».
Е.И. Крупнов скончался после нескольких подряд перенесенных инфарктов 29 сентября 1970 г. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Источник: СКУНБ им. М.Ю. Лермонтова
Материалы по теме:
Жизнь, отданная науке и Кавказу
В Моздоке почтили память кавказоведа, лауреата Ленинской премии Евгения Крупнова