Зоя Мироновна Салагаева – эпоха в науке и культуре Осетии.
13 февраля 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Зои Мироновны САЛАГАЕВОЙ, известного ученого-филолога, профессора кафедры русской литературы СОГУ им. К.Л. Хетагурова, доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, заслуженного деятеля науки РСО–А и РФ.
Зоя Мироновна более 60-ти лет преподавала на филологическом факультете СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Ее трудовая биография соразмерна с протяженностью человеческой жизни и является отражением эпохи и славной истории нашей страны. 100-летний юбилей – это лучшая веха для осмысления роли выдающейся личности в науке и культуре Осетии. В памяти уважающих и почитающих ее коллег, а также благодарных учеников светлый образ Зои Мироновны запечатлелся в самых превосходных чертах. Это была уникальная личность, гармонично сочетающая в себе лучшие, благородные ценностные человеческие качества, а также редкостный, непревзойденный педагогический дар и высокий научный уровень.
С 1946 года, когда Зоя Мироновна впервые взошла на университетскую кафедру, и до 2007 года, когда, в возрасте 83 лет оставила чтение лекций, более 5000 филологов нашей республики удостоились чести быть ее студентами.
На ее лекциях слушатели обретали уникальный образовательный опыт. Широкий общефилологический контекст, в который она помещала внушительный спектр изучаемых вопросов, постепенно, деликатно и без догматизма "ставил" студенту филологическое мышление, отличительную черту истинного профессионала. "Евгений Онегин", "Война и мир" – эти родные для каждого филолога названия ее спецкурсов и спецсеминаров теплой волной воспоминаний откликаются в душах ее учеников. А еще ведь вы, может быть, даже изменив своей специальности, все еще помните наизусть сотни поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, которые она непременно рекомендовала для заучивания и после просила декламировать стихотворения каждого студента? А эссе "Мой Пушкин", которое должен был прямо в аудитории написать и тут же представить педагогу каждый? Впоследствии она всякий раз перечитывала их с неугасающим с годами интересом, искренне изумляясь лучшим: "Какие же талантливые бывают люди!" По-особому, с полным снисхождением и уважением относилась к тем, кто пишет стихи: "Неважно, какие стихи. Если человек поэт, то он УЖЕ не такой, как другие". Гордилась всеми своими пишущими студентами: Ахурбеком Магометовым, Ахшаром Кодзати, Музафером Дзасоховым, Шамилем Джикаевым, Васо Малиевым, Борисом Хозиевым и многими другими.
В 1946 году Зоя Мироновна окончила Северо-Осетинский педагогический институт (первый послевоенный выпуск). Училась с наслаждением. Среди ее преподавателей, например, был поэт Нигер (Джанаев), первый литератор, с которым ей представилась возможность общаться и который сыграл важную роль в становлении ее педагогического таланта. Окончила институт с отличием и на долгие годы оказалась связана с родным вузом, пройдя путь от лаборанта до профессора.
С декабря 1947-го по 1951 год Зоя Салагаева училась в аспирантуре СОГПИ по специальности "Русская литература". Под руководством профессора Л.П. Семенова, известного литературоведа, археолога, этнографа-кавказоведа она выполнила кандидатскую диссертацию на тему "Коста Хетагуров и осетинское народное творчество". В декабре 1951 года в Ленинграде, в прославленном Пушкинском доме (Институте русской литературы АН СССР) 28-летняя аспирантка СОГПИ успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Оппонентами Салагаевой были известные ученые Пушкинского дома, получившие мировое признание: К.Н. Григорьян, В.А. Десницкий и В.И. Абаев. На защите, где завязалась оживленная дискуссия, присутствовали также выдающиеся представители филологической мысли Д.С. Лихачев и Б.С.Мейлах. Зоя Мироновна, отстаивая правоту своих суждений, бесстрашно вступила в полемику с профессором Десницким, от одного присутствия которого студенты и аспиранты испытывали неимоверный трепет. Защита прошла блестяще, под аплодисменты членов Совета и всех присутствующих. Вскоре, 27 декабря 1951 года, о защите кандидатской диссертации Салагаевой с положительными отзывами подробно сообщала "Литературная газета". А в 1959 году фундаментальное диссертационное исследование Зои Мироновны было издано отдельной монографией. Для девушки-осетинки того периода успехи Салагаевой являлись небывалым достижением. Но, сохраняя природную скромность и целеустремленность, она с большим усердием и искренностью бралась за покорение новых научных вершин.
Зоя Мироновна оказалась первой среди осетинских ученых, которые подготовили собрание фольклорных произведений. Она кропотливо изучала архивные записи, а также немногочисленные опубликованные тексты. И по завершении своей диссертационной темы З.М. Салагаева осуществила составление академического издания фольклорных материалов – без преувеличения, одной из главных книг для каждого осетина наряду с Этимологическим словарем осетинского языка В.И. Абаева.
Вместе с тем ученый уделяла большое внимание экспедиционной деятельности. Значительное число текстов, относящихся к различным жанрам фольклора, – результат ее полевых исследований. На протяжении всей жизни она с особой любовью общалась с горцами, записывая от них все, что представляло интерес для исследователя. В итоге в личном архиве Зои Мироновны насчитывается обширный корпус рукописных материалов по фольклору и этнографии осетин.
По прошествии 10-ти лет старательной работы по сбору, систематизации, жанровой классификации, редактированию, комментированию, проведенной Зоей Мироновной, в 1961 году вышло в свет академическое собрание осетинского фольклора в двух томах, содержащее 80 печатных листов. Редактировал издание, ставшее классическим, В.И. Абаев. Важно отметить, что З.М. Салагаева, обладавшая глубокими знаниями в области текстологической работы над фольклорными произведениями, сохранила аутентичные формы и диалектные варианты текстов.
За многие годы работы в СОГУ Зое Мироновне Салагаевой довелось читать разнообразные сложные лекционные курсы: "История русской литературы XIX в.", "История русской литературной критики", "Русское народное творчество", "Литература народов СССР", спецкурсы "Л.Н. Толстой и Кавказ", "Л.П. Семенов – литературовед и критик", "Л.Н.Толстой в русской критике", вести спецсеминары "Роман Пушкина "Евгений Онегин", "Пушкин и Кавказ", "Война и мир" Толстого. Она руководила дипломными и курсовыми сочинениями студентов, работой аспирантов и соискателей, входила в состав Диссертационного совета СОГУ по литературе. Более 10 лет возглавляя кафедру русской и зарубежной литературы, Зоя Мироновна привлекла в науку многих молодых перспективных сотрудников, ставших сегодня успешными специалистами.
В указанный период Северо-Осетинским университетом были изданы трудами Салагаевой и под ее редакцией сборники научных статей: "Проблемы взаимосвязей литератур", "Проблемы литературы и эстетики", "Поэтика жанра". Авторитет этих сборников был так высок, что многие ведущие ученые различных научных центров страны публиковали в них свои оригинальные работы, в том числе такие корифеи филологии, как академики О.Н. Трубачев, М.Я. Чиковани и другие. С непременным участием З.М. Салагаевой на базе СОГУ проходили многочисленные научные форумы: конференции, чтения, посвященные Л.Н.Толстому, А.С.Пушкину, Л.П. Семенову, Ф.М. Достоевскому, а также известным осетинским писателям и просветителям.
З.М. Салагаева – автор около 100 научных публикаций. В их числе упомянутая выше и ставшая библиографической редкостью монография "Коста Хетагуров и осетинское народное творчество" 1959 года издания, содержащая основы всех направлений в хетагуроведении, предложенных Салагаевой и впоследствии получивших развитие в трудах ее учеников. Уникальной можно признать также монографию "Четыре этюда об осетинской прозе", вышедшую в 1970 году и наметившую ключевые пути развития осетинского литературного процесса. В фундаментальном труде "От Нузальской надписи к роману…", 1984 года, были проанализированы истоки осетинской литературы и путь становления ее жанров. Характерно, что в первой главе автор выделила внутренние тенденции в мифологии и фольклоре, которые вели к формированию повествовательных жанров осетинской литературы, и определила роль их сюжетов, образов, проблематики в развитии повествовательной традиции.
В докторской диссертации З.М. Салагаевой "Проблемы генезиса и становления осетинской прозы", с успехом защищенной в Институте мировой литературы им. М. Горького АН в Москве, на основе древних настенных надписей, церковных рукописей и книг было обосновано, что осетинская литературная традиция зародилась еще в начале XVIII века, вопреки укоренившемуся мнению о ее становлении в XIX веке.
В числе публикаций З.М. Салагаевой есть труды, посвященные творческой деятельности представителей осетинской классической литературной традиции, таких как Елбыздыко Бритаев, Ахмед Цаликов и многие другие. Весьма важным является цикл ее статей, опубликованных в периодической печати 50–60-х годов, о выдающихся русских писателях. Вместе с тем Зоя Мироновна Салагаева – признанный в России эксперт по проблемам северокавказских литератур и русско-кавказских литературных связей. Ею рецензированы десятки диссертаций и монографий, подготовлено значительное число аспирантов и молодых ученых. При непосредственном участии ученого вышло в свет академическое издание собрания сочинений Коста Хетагурова. Ею был подготовлен к печати 3-й том произведений Коста. В ходе этой работы Зое Мироновне удалось восстановить из оригинальной рукописи Хетагурова отрывок одной из ранее неопубликованных пьес.
С 1995 по 2006 год Зоя Мироновна Салагаева совмещала преподавательскую деятельность в СОГУ с работой ведущим научным сотрудником СОИГСИ им. В.И. Абаева. За этот период ею опубликовано более 20 научных трудов. В 2002 году вышло первое издание избранных произведений классика литературы и журналистики осетинского зарубежья А.Т. Цаликова с большой сопроводительной статьей З.М. Салагаевой. По сути, это был первый очерк о жизни и творчестве Цаликова, благодаря которому он был открыт для российского читателя.
И все же любимым детищем, благодаря которому она снискала поистине всенародную славу, является издание "Ирон адæмон сфæлдыстад" (Осетинское народное творчество), – подготовленное З.М. Салагаевой под редакцией В.И. Абаева. Первое научное собрание жемчужин осетинского фольклора, включающее все его жанры – от героических песен до афористических жанров. Это издание, переработанное Зоей Мироновной в начале 90-х годов с учетом записей новых фольклорных экспедиций начиная с 1961 года, обогащенное словарем и снабженное современной библиографией – истинный кладезь живого бытования осетинской речи. В 2008 году, переработанное и дополненное, оно увидело свет.
Зоя Мироновна писала легко, изящно, доступно. В ее книгах, как и в ее облике, наблюдалась счастливая гармония внешнего и внутреннего. Она была красива, сдержанна, добра, прекрасно образованна и невероятно скромна. Яркий пример неповторимой индивидуальности и исключительной личности. Отличительной особенностью всех ее научных изысканий является тонкий анализ, всесторонняя осведомленность и глубокое погружение в суть исследуемой задачи. К Зое Мироновне все и всегда относились с любовью и уважением. Среди тех коллег, кого она вспоминала с большой теплотой, такие имена, как Борис Андреевич Алборов, Василий Иванович Абаев, крупнейший специалист по проблемам античной философии и эстетики – Алексей Федорович Лосев.
У нее были обширные научные и дружеские связи с известными учеными и писателями различных регионов: Кабардино-Балкарии, Дагестана, Москвы, Санкт-Петербурга и др. В личном архиве З.М. Салагаевой сохранилось весьма внушительное эпистолярное наследие. Писем сотни… Все они преисполнены бесконечным уважением к профессионализму Зои Мироновны, словами благодарности и восхищения ее высоким интеллектом, благородным нравом и утонченной, отзывчивой душой. Много дружеских и теплых писем от Васо Абаева и его супруги – музыковеда Ксении Цхурбаевой. В.И. Абаев высоко ценил Зою Мироновну. Всякий раз, когда Абаевы приезжали во Владикавказ из Москвы, их навещала Зоя Мироновна, и они зачастую находили радушный прием в доме Салагаевой. Их связывала крепкая дружба всю жизнь.
В личной библиотеке Зои Мироновны насчитываются десятки томов дарственной литературы от авторов – писателей и крупных ученых: Г.Ф. Турчанинова, В.И. Кулешова, В.В. Кускова, А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи и других многочисленных авторов, непременно присылавших ей каждое свое новое издание. Невероятно трогательна дарственная надпись на сборнике поэтических произведений "Избранная лирика" Кайсына Кулиева, подаренном ей поэтом: "Зое Мироновне Салагаевой – великой женщине гор от скромного стихотворца К. Кулиева".
Признание заслуг, звания и многочисленные награды З.М. Салагаевой закономерны и заслуженны. Она проявила себя как блестящий просветитель, стремящийся не просто расширить историческое и научное видение читателя, но привить ему любовь к изящной словесности, к родной речи, к этнокультурным традициям, соприкоснуться с неисчерпаемым источником духовных и нравственных сил нашего народа.
АВТОР: ЗАЛИНА КУСАЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РСО–А, КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ СОИГСИ