Статья доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника отдела истории СОИГСИ И.Т. Цориевой в рамках спецпроекта СОИГСИ и газеты «Северная Осетия» к 100-летию образования РСО-А.
"Существует только один светильник науки, и зажечь его в каком-либо месте – значит зажечь везде" (Айзек Азимов). Просвещенному читателю известно, сколь незавидную роль в древней античной мифологии сыграли Кавказские горы, к которым был прикован Прометей за передачу огня людям. Однако его преемники и последователи на кавказской земле еще на рубеже XVIII–XIX веков продолжили миссию поддержания и передачи огня – огня познания.
Благодаря трудам российских и иностранных ученых и путешественников (Я. Потоцкого, Л. Штедера, Ю. Клапрота, А. Шегрена, В. Миллера, М. Ковалевского, В. Пфаффа и др.) появился первый огонек, осветивший неведомую доселе область: осетиноведение. Их деятельность сделала достоянием мировой научной общественности язык, фольклор, религию, этнографию, археологию и историю маленького кавказского народа.
Научно-исследовательская и просветительская деятельность ученых-первопроходцев оказала благотворное влияние на формирование национальной интеллигенции. Во второй половине XIX – начале XX веков сложилась целая плеяда замечательных представителей осетинской культуры и общественной мысли (А. Гассиев, А. Кайтмазов, И. Кануков, С. Кокиев, А. Колиев, С. Туккаев, братья Г. и Дж. Шанаевы и др.), чье творчество, в том числе на родном языке, рассеивало тьму невежества огнем просвещения и науки в Осетии. "Светильник науки" в руках Ц. Амбалова, А. Ардасенова, Г. Баева, Е. Бритаева, М. Гарданова, Г. Дзасохова, Х. Уруймагова, Г. Цаголова, А. Цаликова высветил злободневные вопросы социально-экономической, политической и культурной жизни народов Северного Кавказа. Научные формы обрела патриотическая концепция осетинской истории в трудах "Древние осетины и Осетия" А. Кодзаева и "История осетин" В. Темирханова.
Качественно новый этап в развитии науки в Осетии начался с установлением советской власти. За короткий промежуток времени созданное в 1919 году краеведами-энтузиастами Б. Алборовым, Г. Бекоевым, К. Гардановым, Г. Дзагуровым, А. Карсановым, А. Кубаловым и другими Осетинское историко-филологическое общество ("первое научное учреждение горских народностей для собирания и изучения исторических памятников") заложило основы осетиноведения как комплексного междисциплинарного научного направления, став в 1925 году Осетинским научно-исследовательским институтом краеведения (ныне – Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В. И. Абаева). В1922 г. при содействии Историко-филологического общества процесс формирования научных учреждений распространился и на Южную Осетию. Здесь было основано Научно-литературное общество, преобразованное в 1928 году в Институт краеведения (ныне – Юго-Осетинский научно-исследовательский институт).
НИИ, в становлении и развитии которых большую роль сыграли Б. Алборов, Х. Ардасенов, З. Ванеев, Ц. Гадиев, Б. Галаев, Д. Дзагуров, Е. Крупнов, М. Мисиков, Е. Пчелина, Л. Семенов, И. Собиев, А. Тибилов, М. Туганов и другие, имели решающее значение в развитии гуманитарных отраслей науки в Осетии. Государственное финансирование, наличие постоянного штата сотрудников позволяли успешно развивать дореволюционные традиции по сбору и записи произведений устного народного творчества, включая нартовские сказания, проводить работу по собиранию рукописей и печатных книг по кавказоведению, заниматься охраной и реставрацией памятников культуры.
В масштабной научно-экспедиционной деятельности, развернувшейся в 1920–1930-е гг. на территории Северной и Южной Осетий, наряду с местными учеными и энтузиастами-любителями были задействованы научные кадры из Москвы, Ленинграда, Грузии и соседних северокавказских республик. Собранные в ходе поездок материалы по археологии, этнографии, поэтическому и музыкальному фольклору наряду с документами, извлеченными из архивных фондов, публиковались в "Известиях" Северо-Осетинского и Юго-Осетинского институтов; издавались отдельными сборниками. В 1925–1941 годах был осуществлен выпуск пяти томов серии "Памятники народного творчества осетин". В те же годы публиковались "Материалы по истории Осетии", "Материалы по истории осетинского народа", а также сборники документов по переселению горцев в Турцию во второй половине XIX века, революционному движению на Тереке и т.д. Значительным событием в развитии лексикографии явилось издание Академией наук СССР трехтомного "Осетино-русско-немецкого словаря" В. Миллера. Анализу политической ситуации и расстановки классовых сил на Кавказе и в Осетии в революционные дни и послереволюционное время посвящали свои труды К. Бутаев, С. Дзитоев, Г. Мартиросиан, С. Такоев.
В развитии науки в Осетии 1920–1930-е гг. отмечены как время формирования первых профессиональных кадров историков, этнографов, языковедов, фольклористов. Распространению огня светильника науки способствовали открытые в 1930-е гг. в Осетинском НИИ и вузах Северной Осетии аспирантуры. Кадры готовили также научные учреждения и вузы Москвы, Ленинграда. Среди первых профессиональных ученых-осетин – филолог В. Абаев и историк Г. Кокиев, первый среди северокавказских народов удостоенный степени доктора исторических наук. Одним из организаторов высшей исторической школы в Осетии являлся Б. Скитский.
Основы естественно-технических наук в Осетии были заложены деятельностью Северо-Кавказского института краеведения, созданного в 1920 году во Владикавказе для решения задач хозяйственно-экономического развития края. Структура научного учреждения была ориентирована на исследование в профильных отделах геофизических, химико-биологических, антропогеографических, промышленно-экономических проблем. С переводом в 1927 году этого института в Ростов-на-Дону его научные функции были переданы открытым в Северной Осетии в 1920–1930-е годы высшим учебным заведениям. Один из основателей Горского сельскохозяйственного института (ныне – ГГАУ) – В. Раздорский – вошел в историю биологической науки как автор "теории Раздорского", в которой исследовались строительно-механические принципы растений. Высокое признание мирового научного сообщества получили работы Д. Тарноградского по гидробиологии Северного Кавказа, имевшие решающее значение в искоренении малярии в крае. Выдающийся вклад в развитие алюминиевой промышленности внес профессор Северо-Кавказского института цветных металлов (ныне – СКГМИ) Е. Жуковский, разработавший отечественную технологию получения алюминия. В годы Великой Отечественной войны изобретения В. Агеенкова, М. Верховцева, Н. Демина, И. Остроушко, А. Погорелого, В. Тибилова использовались в оборонной промышленности. Научные разработки сотрудников Северо-Осетинского мединститута (ныне – СОГМА) И. Полиэвктова и В. Робинсона позволили создать препараты, ускорявшие заживление ран.
Война усилила интерес к национальной культуре, фольклору. Одним из результатов деятельности созданного в 1940 году Нартовского комитета стало издание в 1946 и 1948 годах сводного текста нартовских сказаний на осетинском и русском языках. Позднее по фольклористике, нартоведению публиковались работы В. Абаева, З. Абаевой, А. Бязырова, З. Ванеева, С. Габараева, С. Габисовой, Т. Гуриева, К. Гутиева, И. Джанаева, Ю. Дзиццойты, Б. Калоева, В. Кузнецова, Н. Мамиевой, Б. Скитского, Дз. Тменовой, Т. Хамицаевой и др. Продолжалось также издание текстов нартовского эпоса. В 1989–1991 годах в серии "Эпос народов СССР" было осуществлено научное издание осетинского героического эпоса "Нарты" в трех книгах под редакцией У. Далгат.
В 1950–1980-е гг. благодаря совместным усилиям научных учреждений Северной и Южной Осетий были опубликованы десятки фундаментальных исследований обобщающего характера по истории, археологии, этнографии, языкознанию, литературоведению, фольклористике. В Северной Осетии вышли два издания двухтомной "Истории Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней", "Очерки развития осетинской литературы. Дооктябрьский период", "Очерки истории осетинской советской литературы", "Истории осетинской литературы" в двух томах и т.д. Одновременно публиковались сборники документов и материалов по истории русско-осетинских отношений в XVIII веке, революционного движения и Гражданской войны на Кавказе, культурного строительства...
В 1960–1980-е годы одним из актуальных направлений научного осетиноведения являлась проблема этногенеза осетин. Диапазон исследований хронологически охватывал в археологии время от эпохи палеолита до позднего Средневековья, территориально – горы и равнину, в этнографии – вопросы от земледельческой и скотоводческой культуры, древних верований, нартовского эпоса, поселений и жилищ до этнического состава населения Северного Кавказа, в истории – вопросы от русско-осетинских, русско-кавказских отношений, места Осетии в системе общественных отношений Кавказа и России в период XVIII–XIX вв. до динамики социальной структуры общества в условиях социалистической трансформации, культурных преобразований. В историю изучения этих тем осетиноведения свои имена вписали археологи Р. Дзаттиаты, В. Крупнов, В. Кузнецов, В. Марковин, Л. Нечаева, Б. Техов, В. Тменов, историки М. Блиев, Ю. Гаглойти, В. Дегоев, А. Джанаев, Б. Ортабаев, Г. Тогошвили, М. Тотоев, Ф. Тотоев, Т. Худалов, этнографы З. Гаглоева, В. Гарданов, Б. Калоев, В. Кобычев, А. Магометов, Я. Смирнова, В. Тотров, В. Уарзиати, Л. Чибиров и др.
Исследование национальной художественной культуры находилось в центре внимания литературоведов, искусствоведов, музыковедов, театроведов Осетии А. Бациева, А. Дзантиева, Р. Фидаровой, Д. Хаханова, К. Цхурбаевой и др. Главной темой изысканий Н. Джусойты, З. Салагаевой, З. Суменовой, А. Хадарцевой были наследие Коста Хетагурова, его мировоззренческие, историко-этические взгляды, драматургическое наследие и театральная деятельность. С 1951 г. собрания сочинений писателя издавались трижды. Наиболее полное издание в пяти томах под редакцией Ш. Джикаева было осуществлено в 1991–2001 гг. Важнейшим достижением лингвистического осетиноведения является издание пятитомного "Историко-этимологического словаря" В. Абаева, в котором исследуются этимология и история осетинских слов на материале 190 языков мира. Фундаментальный труд ученого получил признание всего научного сообщества, а третий том был удостоен в 1981 г. Государственной премии СССР. Развитие осетинской лексикографии связано также с именами Т. Гуриева, Б. Бигулаева, К. Гагкаева, Н. Кулаева, Х. Таказова, О. Туаевой.
Самой молодой общественной наукой в Осетии в 1970–1980-х годах стала социология. Первые профессиональные осетинские социологи Х. Дзуцев, К. Дзагкоев, А. Дзадзиев, З. Каряева, Х. Хадиков обратились к анализу социально-психологических и этнокультурных особенностей формирования духовного мира сограждан.
Новые позиции в развитии естественно-технических наук в 1960–1980-е годы заняли вузы, а также научные учреждения (Северо-Кавказский НИИ горного и предгорного сельского хозяйства, филиал Всесоюзного научно-исследовательского института крахмала и патоки при Бесланском маисовом комбинате и др.), которые по-прежнему отдавали предпочтение прикладной тематике. Разработкой научных и практических проблем растениеводства, животноводства, механизации и электрификации сельскохозяйственного производства занимались И. Грабовский, Х. Дзанагов, Ф. Коновалов, Н. Крестов, А. Панков, Е. Рубилин, Н. Рязанцев, А. Саламов. На повышение эффективности горнодобывающей и металлургической промышленности были направлены научные разработки ученых Г. Герасименко, А. Гуриева, В. Емекеева, С. Крохина, И. Остроушко и др. В медицинской науке всемирное признание получили работы Т. Березова в области дифференциальной энзимодиагностики и лечения злокачественных заболеваний. В исследованиях И. Агеенко, Б. Брина, И. Дзилихова, Е. Резницкой, С. Трегубова, И. Машковского, З. Хетагуровой и других традиционно преобладала тематика, связанная с вопросами краевой и профессиональной патологии. Важнейшим достижением в области здравоохранения и медицинской науки в 1970–1980-х годах стала положительная динамика в лечении туберкулеза – одного из самых тяжелых и распространенных заболеваний в крае.
Как видим, десятки названных выше и сотни неназванных людей стали в Осетии национальными символами советской науки. Они сменили в XX веке ориентиры и вектор морально-нравственного развития большинства представителей нашего народа. Не стяжательство или абречество, а стремление к знаниям, достижениям в науке формировали национальное достоинство и гордость многих соотечественников.
Так, казалось бы, отстраненный от каждодневных забот горца "светильник знаний", зажженный многие десятилетия назад в области осетиноведения, постепенно достиг сфер повседневности, от которых зависит жизнеспособность народа. Осетия, символами прошлого которой наряду со славными страницами стали "Город мертвых" в Даргавсе и трагические фольклорные отражения воспоминаний об опустошительных эпидемиях чумы, холеры, туберкулеза, явилась местом, где, хочется надеяться, неугасимо горит огонь познания, поддерживаемый представителями многих народов России. Рядом с наследием советской науки здесь сегодня развиваются гуманитарные и технические отрасли знания, открываются центры внедрения цифровых новаций, ориентированных на перспективные природоподобные технологии нового экономического уклада, вместе дающие надежду на будущее.
АВТОР: ИНГА ЦОРИЕВА, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ВНЦ РАН