Статья «Школа жизни на подмостках послевоенного театра» доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника отдела истории СОИГСИ И.Т. Цориевой в рамках спецпроекта СОИГСИ и газеты «Северная Осетия» к 100-летию образования РСО-А.

 

 

"МЫ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОДМОСТКИ СЛУЖАТ ВСЕНАРОДНОЙ ШКОЛОЙ" (КАРЛО ГОЦЦИ).

С древних времен в человеческом сообществе лицедейство являлось частью того фантазийного мира, который отвлекал от повседневных забот. К этой его особенности и прикладному значению с полным пониманием отнеслись предки, определив, наряду с хлебом, равную в духовном смысле роль зрелищ. С веками площадное трагикомическое действо превратилось в высокое театральное искусство, в часть мировой художественной культуры.

Советская власть с первых дней своего существования в полной мере оценила социальные функции театра, его способность участвовать в формировании морально-нравственных ценностей в обществе, в том числе, в движении к новым ориентирам развития. Поэтому с победой в Великой Отечественной войне, которая создала новый социальный феномен народа-победителя, существенно изменились условия культурной жизни советского общества. В сфере культуры начался новый этап, который должен был отразить мирное время с новым ощущением собственного достоинства и ожиданием счастливой жизни, свободной от лишений и тягот предыдущих лет.

Однако эти ожидания разбивались о послевоенную реальность с бытовой неустроенностью, с тяжелым каждодневным трудом и заботами о хлебе насущном. Недоедание и бедность формировали в советском человеке чувство неудовлетворенности. Руководители государства понимали ситуацию и всячески стремились сохранить и укрепить оптимистический настрой народа-победителя. Они активно использовали возможности искусства, в том числе театрального, для решения практических задач восстановления страны. В конечном счете, образно говоря, сила искусства, яркого зрелища должна была смягчить недостаток хлеба. В этом стремлении на первых порах допускались даже идеологические компромиссы, например, связанные с демонстрацией трофейных фильмов (немецких, австрийских, итальянских, венгерских, американских, английских, французских и др.).

Между тем к середине 1946 года Центральный комитет ВКП (б) подготовил директивные документы, определившие на ближайшие годы вектор развития литературы и искусства. В частности, Постановление ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" от 26 августа 1946 года утвердило в качестве приоритетного направления тему советской современности. Театральные коллективы получили задание "создавать высококачественные в идейном и художественном отношении" произведения о созидательном труде советского человека, "воспитывать советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности".

Театры в Северной Осетии в середине 1940-х, в 1950-е годы работали в соответствии с заданными требованиями. При выборе драматургии они, как и прежде, руководствовались в первую очередь соображениями политической благонадежности, актуальности обсуждаемых в пьесах проблем и лишь затем думали об их художественной состоятельности и о реалистичности предлагаемых жизненных ситуаций.

В национальной драматургии тема современности и созидательного труда олицетворялась с колхозами. Поэтому подавляющее большинство пьес, созданных в послевоенное десятилетие, посвящалось изображению "счастливой трудовой колхозной жизни". Ведущим жанром при этом выступала комедия. В Республиканском театре русской драмы и Северо-Осетинском драматическом театре с успехом шли спектакли по произведения советских драматургов: "Свадьба с приданым" Н. Дьяконова, "Чаша радости" В. Винникова, "Семья Аллана" Г. Мухтарова, "Шелковое сюзанэ" А. Каххара. Большой популярностью пользовались пьесы местных осетинских авторов: "Наши друзья" Р. Хубецовой, "Похождения Мурата" М. Цаликова, "Дудар и его друзья" С. Хачирова.

Театральные коллективы активно осваивали жанр романтического реализма. В оптимистичных, жизнерадостных тонах изображались трудовые колхозные будни, высмеивались старые обычаи и нравы, осуждались дельцы и тунеядцы. Одним из лучших советских комедийных спектаклей послевоенных лет признаны "Женихи". Спектакль по пьесе Ашаха Токаева впервые был поставлен в 1949 году режиссером Маирбеком Цаликовым на сцене Северо-Осетинского драматического театра с великолепным актерским ансамблем (В. Баллаевым, В. Галазовым, Б. Калоевым, В. Тхапсаевым, П. Цириховым, Е. Туменовой, В. Уртаевой и др.) и пользовался большим зрительским успехом. Очень праздничным, ярким получился спектакль в Республиканском русском театре в постановке Бориса Пиковского. В нем с большим воодушевлением играли ведущие актеры театра: Е. Алфер, З. Вишневская, Т. Дедулина, Д. Гуторов, А. Карпов, Л. Кондырев, М. Репина и др. У пьесы Токаева оказалась счастливая судьба. Это была первая осетинская пьеса, завоевавшая признание и популярность далеко за пределами своей республики и перешагнувшая границы страны. В течение многих лет "Женихи" не сходили со сцен профессиональных и самодеятельных театров Советского Союза, входили в репертуар театров Польши, Чехословакии, Венгрии.

Послевоенные театралы были необыкновенно благодарными зрителями. Особенно их привлекал жанр комедии. Соприкасаясь с миром вымышленных персонажей, они на время забывали о бедности, о бытовой неустроенности, заряжались оптимизмом любимых героев, умеющих трудиться и радоваться жизни. Но современность как объект художественного творчества не доминировала в национальной драматургии. В послевоенное десятилетие лишь немногим более четверти постановок, к примеру, осетинского театра, были посвящены современной тематике.

Традиционно большое место в осетинском театральном искусстве отводилось революционно-романтической и исторической теме. В национальной драматургии, черпавшей вдохновение в богатой народной культуре, воплощались образы любимых народных героев. Причем, если современность изображалась, как правило, в веселых, жизнерадостных тонах, то историческое прошлое преподносилось чаще в героических и драматических картинах. Высокая трагедия выступала лейтмотивом спектаклей о дореволюционной жизни.

Трагическими нотами были пронизаны, в частности, спектакли Северо-Осетинского драматического театра, ставившиеся по пьесам "Две сестры" Е. Бритаева, "Афхардты Хасана" Д. Мамсурова, "Фатима" и "Мать сирот" Д. Туаева, "Чермен" Г. Плиева. Несмотря на политическую акцентировку и избыточную патетику, отмеченные спектакли вошли в список лучших образцов национального сценического искусства. Их художественная образность, искренность и гуманистические идеалы при проникновенной игре актеров (В. Баллаева, А. Дзукаевой, С. Икаевой, В. Каргиновой, В. Макиева, К. Сланова, С. Таутиева, В. Тхапсаева, М. Цаликова, А. Царукаева и др.) оказывали огромное влияние на духовно-нравственное состояние осетинского общества.

Национальная драматургия находила немало сюжетов в историческом прошлом Осетии. Но на рубеже 1940–1950-х годов обращение к историческим темам уже не приветствовалось. После постановления "О репертуаре драматических театров…" пьесы о прошлом народа, с точки зрения официальных борцов против "мелкобуржуазного национализма", не имели якобы "никакого исторического и воспитательного значения". Так, нелицеприятной критике подверглись пьесы "Сын народа" и "Хадзимет Рамонов" Д. Кусова, а также пьеса "Коста" Т. Епхиева и Т. Джатиева. Авторам инкриминировали "грубое искажение исторической действительности", идеализацию феодального прошлого, пропаганду "великого времени" в истории Осетии, неверное изображение революционных событий и гражданской войны на Тереке. Вместе с драматургами "прорабатывали" и театры за "ошибки" в репертуарной политике, за постановку "идейно порочных" пьес. Вместе с тем включение в репертуары республиканских театров спектаклей, посвященных событиям, предшествовавшим и сопутствовавшим революции, а также – периода гражданской войны и утверждения советской власти, поощрялось.

Указываемые недостатки репертуара республиканских театров по военно-революционной тематике восполнялись за счет популярных произведений советской драматургии: "Любовь Яровая" К. Тренева, "Гибель эскадры" А. Корнейчука, "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Победители" Б. Чирского. На волне растущего противостояния двух мировых систем ставились пропагандистские спектакли по пьесам "Русский вопрос" К. Симонова, "Голос Америки" Б. Лавренева и др.

На сценах театров шли также спектакли по произведениям русской классики: "Не все коту масленица", "Горячее сердце", "Без вины виноватые" А. Островского, "Женитьба", "Ревизор" Н. Гоголя, "Васса Железнова", "Егор Булычев и другие" М. Горького. Мировую классику представляли пьесы У. Шекспира ("Отелло", "Король Лир", "Ромео и Джульетта"), Ф. Шиллера ("Разбойники"), Ж. Мольера ("Жорж Данден"), Б. Шоу ("Пигмалион") и др. Их "обновленные" редакции, осуществленные режиссерами (Е. Бритаевой, Е. Марковой, Б. Пиковским, С. Рейнгольдом, Е. Сахаровым, Г. Хугаевым), актерами (Е. Арычевой, А. Дзугкоевой, Т. Кариаевой, А. Карповым, Л. Кондыревым, П. Лукиной, Ю. Мерденовым, М. Репиной, Б. Тотровым, В. Хугаевой, М. Цаликовым, Л. Шапошниковой и др.), художниками и музыкантами (А. Беловым, Т. Кокойти, А. Поляниченко, Ф. Ткаченко, Г. Федоровым и др.), насыщались духом революционного романтизма и классовой непримиримости.

Несмотря на идеологические вторжения, освоение выдающегося мирового классического наследия оказало огромное позитивное влияние на становление, развитие национального театрального искусства, на профессиональный рост творческих коллективов и совершенствование искусства художественного перевода. Осетинские поэты, прозаики и драматурги (А. Гулуев, С. Бритаев, Г. Плиев, А. Токаев, Г. Хугаев и др.) успешно работали в области художественного перевода. Благодаря их труду на осетинском языке заговорили герои Лопе де Вега, Р. Шеридана, У. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Островского, М. Горького и др. Развивалась традиция перевода с осетинского на русский и другие языки народов Советского Союза. Это сделало возможным включить в репертуары театров страны лучшие произведения осетинской драматургии ("Златокудрые", "Мать сирот" Д. Туаева, "Женихи" А. Токаева и т.д.).

Существование под одной крышей русского и осетинского театров Северной Осетии в первые послевоенные годы способствовало организационному сближению и общности репертуарных и материальных проблем. Вместе с тем русский театр продолжал традиции русской классической театральной школы. Осетинский театр, созданный в 1930-е годы, на многие десятилетия избрал для своего творчества героико-романтический стиль отображения действительности. Особое место в его репертуаре заняли десять пьес великого английского драматурга Шекспира. Среди них – "Король Лир", "Ромео и Джульетта", "Много шума из ничего", "Макбет", "Кориолан", "Гамлет", "Тимон Афинский" и др.

Выдающимся творческим достижением национального театрального искусства признан спектакль "Отелло". Пьеса впервые была поставлена режиссером В.С. Фотиевым в 1940 году. Через десять лет труппа осетинского театра во главе с режиссером З.Е. Бритаевой и режиссером-консультантом И.М. Раевским осуществила новую постановку "Отелло". В спектакле ярко работали ведущие актеры театра: Маирбек Цаликов, Елена Туменова, Владимир Баллаев, Тамара Кариаева. Образ Отелло в исполнении Владимира Тхапсаева стал открытием и, по мнению театроведов, одним из лучших достижений классической актерской школы в шекспириаде. "Он играет не трагедию выдающегося человека, – писал об актере театральный критик Б. Зингерман, – а трагедию человечности, носителем которой оказывается простая честная душа". В ноябре 1960 года за вклад в развитие советского театрального искусства Тхапсаеву было присвоено звание народного артиста СССР. Спектакль на многие годы стал визитной карточкой осетинского театра.

Таким образом, послевоенное десятилетие стало важным этапом в развитии профессионального театрального искусства Северной Осетии, строившегося на двух языках – русском и осетинском. Театральное искусство развивалось в канве общественно-политических процессов отмеченного времени. Оно решало общегосударственные задачи формирования социального оптимизма, классовой ответственности в послевоенный восстановительный период. Становление профессионального национального театра сопровождалось формированием профессиональных кадров и накоплением творческого опыта национальной театральной школы. Театральные коллективы в репертуарной политике отвечали на общественно-политический запрос. Но обстоятельства времени не лишили мастерства и не заглушили творческий энтузиазм талантливых режиссеров, драматургов, артистов, художников и композиторов. На подмостках послевоенного театра они создали школу жизни, которая для нескольких поколений наших граждан стала ступенью вхождения в "оживляемое" пространство культуры.

Инга ЦОРИЕВА, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник СОИГСИ 

"Северная Осетия"