Статья «Воинская слава Владикавказа» кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела этнологии СОИГСИ А.Б. Багаева в рамках спецпроекта СОИГСИ и газеты «Северная Осетия» к 100-летию образования РСО-А.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг., выпавшая на долю наших дедов, явилась для страны суровым испытанием силы духа, стойкости и воли к победе. Сама историческая ситуация побудила народ к великим подвигам. Четыре долгих и мучительно трудных года шла борьба не на жизнь, а на смерть с сильным и беспощадным врагом...
События Великой Отечественной войны все дальше уходят в прошлое, но годы не стирают их в нашей памяти. Об этой великой битве написаны тысячи книг и статей, но еще многое предстоит узнать, осмыслить и объяснить. Особое значение имеют усилия по увековечению ключевых событий периода войны и памяти погибших.
Одним из важнейших театров военных действий во время Великой Отечественной между советскими войсками и немецко-фашистскими захватчиками был Кавказ. До начала войны через его территорию осуществлялся значительный внешнеторговый грузооборот Советского Союза. В то время 86,5% добычи нефти в СССР приходилось на Кавказ (Майкоп, Грозный, Баку). Он же славился и значительными успехами в сельском хозяйстве. За первый год войны в СССР в несколько раз сократился сбор зерновых, сократилась выплавка стали. По этой причине значение Кавказа для сражающейся страны трудно переоценить. С потерей Северного Кавказа и Закавказья положение Советского Союза могло бы стать критическим.
С конца весны 1942 г. военно-стратегическое положение советских войск на южном фасе советско-германского фронта резко ухудшилось. Сложившаяся ситуация позволила немецкому командованию приступить к плану по захвату Кавказа. В ходе наступления немецко-румынским войскам удалось захватить часть наших территорий. Под оккупацией оказались Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элиста, Пятигорск, Моздок.
Осенью 1942 г. немецкое командование решило овладеть Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогами, являвшимися важнейшими коммуникациями для прохода в Закавказье. Прорыв гитлеровцев на Южный Кавказ мог лишить нашу страну огромных запасов столь нужной бакинской нефти. Кроме того, под ударом могли оказаться наша приморская группировка войск и Черноморский флот.
В первых числах ноября 1942 г. грозная опасность нависла над городом Орджоникидзе, экономическим и культурным центром Северной Осетии. В эти дни на узком участке фронта, к западу от столицы республики, фашисты сконцентрировали большое количество техники и живой силы. Здесь располагались 13-я и 23-я немецкие танковые дивизии, 1-я и 2-я горно-стрелковые дивизии из баварцев и румын, 215-й пехотный полк, полк "Бранденбург", 45-й велобатальон и другие части захватчиков. Орда немецко-румынских фашистов планировала одним броском захватить Орджоникидзе. В эти суровые дни перед каждым его жителем встала задача – защитить республику и ее столицу. "Ни шагу назад! Умереть, но не дать захватить свою любимую столицу", – таков был лозунг горожан в эти дни.
Гитлеровцы были уверены, что советские войска на Северном Кавказе утратили свою боеспособность и не смогут оказывать организованное сопротивление. После захвата Нальчика немецкое командование считало судьбу Орджоникидзе решенной. Так, генерал-полковник
Э. фон Клейст утверждал, что перед победоносной германской армией открывается прямая дорога на Тифлис.
В эти грозные дни Председатель Совнаркома Северо-Осетинской АССР К.Д. Кулов обратился к населению республики с призывом: "Осетины, за оружие! Будьте беспощадны к врагу! Смерть немецким оккупантам! Вперед, к победе!"
Еще в августе 1942 г. был создан Орджоникидзевский особый оборонительный район. Он включал в себя как город, так и ближайшие подступы к Военно-Грузинской дороге (Суарское и Кобанское ущелья, горы Лысая и Тарская). В строительстве оборонительных сооружений ежедневно участвовали от 12-ти до 20-ти тысяч человек. За месяц были возведены значительные военные укрепления. Орджоникидзе был опоясан двадцатикилометровым противотанковым рвом шириной 7 м и глубиной 4 м, а оборонительные линии внешнего обвода имели протяженность более 40 км. Передовые опорные пункты "Кинжал", "Малахов курган", а также сильный оборонительный узел юго-восточнее с. Ногира надежно прикрывали подступы к городу. На всем протяжении от Орджоникидзе до Крестового перевала было создано 17 батальонных, 4 ротных и 4 взводных опорных пункта. Орджоникидзе стал последним рубежом обороны, дальше которого отступление было уже невозможно. Начальником укрепрайона был назначен обладавший значительным боевым опытом генерал-майор НКВД В.И. Киселев. Перед ним была поставлена задача не дать противнику войти в город, остановить фашистов и измотать их в оборонительных боях. В.И. Киселев сам разработал стратегический план обороны вверенного ему района.
Народ Осетии, поддерживаемый Рабоче-Крестьянской Красной Армией, поднялся на борьбу с врагом. Возрождая боевые традиции времен Гражданской войны, создавали партизанские отряды. На боевую вахту вышло народное ополчение Орджоникидзе. Вместе с осетинами плечом к плечу воевали сыны и дочери всех братских народов Советского Союза. Доблестная Красная Армия вела ожесточенные оборонительные бои, но, не считаясь с потерями, гитлеровцы рвались к Орджоникидзе. В суровые дни осени 1942 г. И.В. Сталин в переписке с У. Черчиллем отмечал: "Положение на нашем Кавказском фронте несколько ухудшилось по сравнению с положением в октябре. Немцам удалось захватить г. Нальчик и подойти к Владикавказу, где сейчас идут большие бои. Наша слабость здесь – в недостатке истребительной авиации".
1-го ноября 1942 г. авиация противника значительными силами совершила налет на Орджоникидзе и подвергла его массированной бомбардировке. Несмотря на численное превосходство агрессора, советские летчики вступили в бой с фашистами. В небе над городом развернулись ожесточенные воздушные бои. В этот день было сожжено 18 и повреждено 12 самолетов люфтваффе.
1-го и 2-го ноября 1942 г. фашисты подвергли массированному артобстрелу позиции защитников Орджоникидзе. Обстановка в городе осложнилась. Опасность поджидала горожан на каждом шагу. В одном из районов города фашистской бомбой было убито 15 ребятишек. В другом месте немецкой бомбой была разрушена столовая, погибли 16 человек. Разбомблен был дом журналистки Елены Цугулиевой, в котором погибли несколько человек. Всего за два первых дня ноября были убиты 124 человека, ранен 191, разрушено более 90 зданий и городской водопровод. Постоянные артиллерийские обстрелы и налеты вражеской авиации вели к гибели населения и разрушению города. Все это говорило о том, что фашист поставил перед собой задачу – разрушить город и уничтожить всех его защитников и жителей.
1-го ноября 1942 г. по приказу начальника гарнизона генерал-майора В.И. Киселева г. Орджоникидзе был объявлен на осадном положении.
Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны призвал всех коммунистов и комсомольцев, всех советских патриотов трудиться на своих постах с удвоенной энергией, быстро выполнять все задания, работать день и ночь. Специалисты разных профессий, рабочие, служащие, домохозяйки и даже дети всеми силами помогали защитникам города. Бесперебойно и с большей, чем прежде, нагрузкой работали многие предприятия и учреждения.
3-го ноября 1942 г. немецко-фашистские захватчики перешли в наступление. Ударная группировка состояла из танковой дивизии и трех полков мотопехоты. Их поддерживало 3 артиллерийских и 7 минометных батарей. В целом наши войска выдержали мощный удар агрессора, но гитлеровцам все же удалось захватить "Заячью балку".
Фашисты овладели и передовым укреплением 273-го стрелкового полка. Однако лейтенант В. Холодов с группой бойцов, поддержанный огневыми средствами дивизии НКВД, сумел вернуть утраченную позицию.
В районе Лысой горы нашими разведчиками во главе со старшим лейтенантом А. Козаевым было ликвидировано немецкое подразделение, пытавшееся захватить плацдарм.
На одном из участков обороны гитлеровцы окружили нашу огневую точку. Находившийся там пулеметчик М.К. Багаев не дрогнул, а вступил в бой с фашистами. Атака была отбита. В бою он уничтожил 11 гитлеровцев, а остальных заставил отступить. Другой пулеметчик Е.Г. Калтуров уничтожил 18 фашистов, наступавших на позиции защитников города.
В дальнейшем агрессор перенес направление главного удара на северо-западную окраину г. Орджоникидзе. Здесь фашистам удалось захватить трудколонию, аэродром и вклиниться в передовой рубеж обороны 26-го погранполка. Отважные бойцы передового охранения в течение нескольких дней были в полукольце, но не дрогнули. В еще более тяжелом положении оказались бойцы Ф.Г. Алтунин, И.С. Величко, Г.Г. Михеев, П.Г. Куприянов. Четверо суток они отражали атаки фашистов. На помощь им был выдвинут взвод лейтенанта Д.П. Черноусова, но он и сам подвергся атаке превосходящих сил противника. В течении 36 часов взводу пришлось сдерживать натиск врага, и несмотря на значительные потери своих позиций лейтенант Д.П. Черноусов не сдал.
6-го ноября 1942 г. наши части нанесли контрудар по "гизельской группировке" противника, лишив его возможности вести наступательные действия.
На следующий день, преодолевая яростное сопротивление немцев, наши войска отбили аэродром, трудколонию и "Заячью балку". Засевшие в огневых точках немецкие автоматчики со станковым пулеметом не давали возможность одной из наших рот продвигаться вперед. Старший сержант И.Р. Мирзаев взял с собой трех бойцов, обошел противника с фланга и, несмотря на пулеметный огонь, выбил фашистов из окопа.
В тот же день, перегруппировав силы, наши ударные части продолжили наступление и продвинулись вперед. В это время противник решил контратаковать. Дивизия НКВД, 276-я стрелковая дивизия, народные ополченцы и истребительные батальоны приняли на себя удар агрессора. Продуманная система обороны и правильно организованная система огня позволили пресечь контрудар гитлеровцев.
Самые ожесточенные бои развернулись на подступах к с. Гизели. 9-го ноября здесь совершил свой бессмертный подвиг младший сержант П.П. Барбашов. Продвижению его подразделения мешал дот противника. Младший сержант подполз к нему и бросил несколько гранат, однако, из вражеской огневой точки велась смертоносная стрельба. Тогда Барбашов бросился на амбразуру вражеского дота, закрыл его телом, обеспечив своим геройским поступком продвижение атакующих частей вперед. Вечером 10-го ноября 1942 г. советские войска освободили Гизель.
С 4-го по 11-ое ноября 1942 г. кровопролитные бои развернулись у входа в Суарское ущелье. Немецко-румынские оккупанты через с. Майрамадаг пытались выйти на Военно-Грузинскую дорогу, но путь им преградили морские пехотинцы 34-й отдельной стрелковой бригады 11-го гвардейского корпуса. Силы были неравными. Немецко-румынские войска имели десятикратное превосходство в живой силе и абсолютное – в технике. Однако, благодаря беспримерному героизму и самопожертвованию морских пехотинцев, фашист не смог пробиться к Военно-Грузинской дороге. Активную помощь краснофлотцам оказывали местные жители Х. Бигулов, А. Базров, Т. Базров и другие. Четырнадцатилетний мальчик В. Галабаев подносил воинам боеприпасы и ходил в разведку, так как хорошо знал местность.
Орджоникидзе стойко выдержал натиск фашистских орд. Бешеный бросок до зубов вооруженных полчищ гитлеровцев разбился о стойкость и мужество советских войск. Большую роль в обороне города сыграли горожане. Тысячи трудящихся города во главе с коммунистами в те грозные дни взялись за оружие. Истребительные батальоны и народное ополчение упорно защищали занятые боевые рубежи. Народ Осетии всеми силами помогал своей защитнице Красной Армии бить немецко-румынских оккупантов.
В битве под Владикавказом советскими войсками были разгромлены 13-я немецкая танковая дивизия, полк "Бранденбург", 45-й велобатальон, 7-й саперный батальон, 525-й дивизион противотанковой обороны, батальон 1-й немецкой горно-стрелковой дивизии и 336-й отдельный батальон, нанесены серьезные потери 23-й немецкой танковой дивизии, 2-й румынской горно-стрелковой дивизии и другим частям. Наши войска захватили при этом 140 немецких танков, 7 бронемашин, 70 орудий разных калибров, в том числе 36 дальнобойных, 95 минометов, из них 4 шестиствольных, 84 пулемета, 2350 автомашин, 183 мотоцикла, свыше одного миллиона патронов, 2 склада боеприпасов, склад продовольствия и другие трофеи. На поле боя немцы оставили свыше 5000 трупов солдат и офицеров, количество раненых немцев в несколько раз превышало число убитых.
Боевые действия на территории Северной Осетии и в районе ее столицы стали серьезным испытанием. Председатель Орджоникидзевского (Владикавказского) комитета обороны М.П. Мазин подчеркнул, что "наш успех в районе Владикавказа является результатом не только героизма и мужества частей Красной Армии, но и самоотверженной борьбы трудящихся масс".
Орджоникидзе стал самой южной точкой советско-германского фронта. Дальше этого рубежа немецко-фашистским оккупантам продвинуться не удалось. В битве за Орджоникидзе фашистам был нанесен мощный удар. "Многодневные бои на подступах к Владикаказу (г. Орджоникидзе) закончились поражением немцев", – сообщило советскому народу и всему миру Совинформбюро. "Владикавказ наш!" – голосом, полным гордости и радости, торжественно объявил Ю.Б. Левитан по советскому радио.
К битве за Владикавказ было приковано пристальное внимание как в нашей стране, так и за рубежом. Так, британская газета "Таймс" в эти дни сообщала своим читателям: "Советская контратака под Владикавказом является мощной".
Битва за Орджоникидзе (Владикавказ) имеет особое стратегическое значение. Ликвидация угрозы выхода немцев к грозненской нефти и прорыв через перевальные магистрали в Закавказье является чрезвычайно важным этапом в боях на кавказском театре военных действий. Под Орджоникидзе советские войска сбили наступательный порыв гитлеровцев и создали предпосылки для широкомасштабного наступления Красной Армии на юге. Победа под Орджоникидзе стала важнейшим событием на советско-германском фронте. Она поставила жирный крест на немецких планах по захвату Кавказа и стала предвестником общего разгрома немецкой армии.
АВТОР: АЛАН БАГАЕВ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ВНЦ РАН