Интервью с доктором исторических наук, заведующим сектором генеалогических исследований СОИГСИ им. В. Абаева Ислам-Беком (Валерием) Марзоевым в газете "Владикавказ".
Год назад, в июле 2022 года, в Санкт-Петербурге на 71-м году ушел из жизни писатель-фантаст, журналист, литературовед, культуролог, философ и переводчик Алан Кубатиев. В Осетии, на исторической родине писателя, этот факт остался незамеченным. Имя Алана Кубатиева мало известно у нас. Очевидно, его возвращение к осетинскому читателю будет столь же долгим, как и возвращение Гайто Газданова…
О семье Кубатиевых, о том, в какой среде шло формирование писателя, мы беседуем с доктором исторических наук, заведующим сектором генеалогических исследований СОИГСИ им. В. Абаева Ислам-Беком (Валерием) Марзоевым.
– О творчестве Алана Кубатиева я впервые услышала в начале 90-х годов от владикавказского писателя-фантаста Сергея Алагаты. Помню, что он с огромным уважением говорил о нем и дал мне почитать несколько его рассказов. Но тогда писатель жил в Средней Азии, насколько я помню. Как семья Кубатиевых оказалась там?
– Как и многие другие осетинские семьи, попавшие в водоворот революционных событий семнадцатого года. Дед писателя Дохчико (домашние звали его Доко) Мисостович Кубатиев был полковником царской армии, участником Первой мировой войны. Окончил Академию Генерального штаба – высшее военное учебное заведение в Российской империи. Имел награды за военную службу – орден Св. Станислава III ст. с мечами и бантом и орден Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом.
– Смею предположить, что он остался верен присяге и служил дому Романовых до конца?
– Да. Участник Белого движения в России полковник Доко Кубатиев служил в Вооруженных Силах Юга России. Был взят в плен, состоял на особом учете, потом был приговорен к расстрелу, но благодаря счастливому стечению обстоятельств «отделался» ссылкой в Среднюю Азию, в Таджикистан. Туда его сослали вместе с семьей. С началом Великой Отечественной войны полковник Русской Императорской армии Доко Кубатиев добровольцем ушел на фронт. Вместе с ним в 1941 году ушел на фронт его сын Кайсанбек, отец Алана Кубатиева. Такие вот парадоксы судьбы…
– Погиб?
– К счастью, нет. Он умер в мирное время, в 1958 году, на 73-м году жизни, пережив на три года своего сына Кайсанбека.
– Сколько всего детей было у Доко?
– Первым браком он был женат на дочери алагирца, майора Императорской армии Ислама Бекузарова – Хадизат (от этого брака – сын Кайсанбек, отец писателя Алана Кубатиева), вторым – на Вере Урумовой (от второго брака дети: дочь Алима и сын Шамиль).
– Расскажите подробнее о Кайсанбеке Дохчикоевиче, отце писателя.
– Он филолог-русист, доктор педагогических наук, профессор, работал в Средней Азии, преподавал. Сын пошел по его стопам, по филологической линии, хотя его мать была географом (Кайсанбек женился на потомственной оренбургской казачке).
– Но Кайсанбек был филолог-русист, а Алан – филолог-англист…
– Да, он окончил факультет иностранных языков Киргизского государственного университета им. 50-летия СССР и аспирантуру Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) при романо-германском отделении филологического факультета. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Современный фантастический рассказ Великобритании». Участвовал в знаменитом Московском семинаре молодых писателей-фантастов при участии Аркадия Стругацкого и Дмитрия Биленкина и в первом семинаре молодых писателей (Малеевка, 1983).
Работал в Новосибирском государственном университете. В начале девяностых возглавлял алма-атинский журнал фантастики «Миры» («Чудеса и диковины»). Стал инициатором создания кафедры международной журналистики Кыргызско-Российского славянского университета им. Б.Н. Ельцина. Доцент Алан Кубатиев заведовал кафедрой в Американском университете Центральной Азии в Кыргызстане в Бишкеке, где вел курсы: «Введение в журналистику», «Очерки истории американской поэзии», «История литературы Великобритании», «История американских СМИ» и другие. Проходил стажировку в США и Великобритании, выпускник Стэнфордских профессиональных издательских курсов. Был сотрудником газет «Пятница» (Бишкек) и «Казахстанская правда» (Алматы).
Автор фантастических рассказов: «Книгопродавец», «Перчатка для перчатки», «Да услышат зовущего», «Ветер и смерть», «Только там, где движутся светила», «Штрудель по-венски», «Снежный август», «Все в одной лодке», «Вы летите как хотите!..» «В поисках г-на П.», повестей «Аренда» и «Пепельный рейс», а также целого ряда переводов, среди которых роман Герберта Уэллса «Страх Божий», «Крестовый полет» Пола Андерсона и «Кровь цветов» Аниты Амирезвани. Автор первой русской биографии Джеймса Джойса, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в 2011 году.
– На какие языки переведены его произведения?
– На немецкий, польский, эстонский языки. В 2005 году издательство «Азбука» выпустило сборник фантастической прозы Алана Кубатиева «Ветер и смерть». Последние годы жил на острове Котлин в Кронштадте. Преподавал в Институте специальной психологии и педагогики им. Рауля Валленберга. Активно занимался писательской деятельностью и переводами.
– Кем стали его дети?
– Насколько я знаю, жену зовут Марина, она врач по профессии. У них единственная дочь.
– Во Владикавказе есть родственники Алана Кубатиева?
– Да. Здесь живет его двоюродный брат Рашид Саламов (бывший директор завода «Кетон») и другие родственники.
– Спасибо за содержательную беседу!
Мадина ТЕЗИЕВА