Рецензия Л.К. Гостиевой, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела этнологии СОИГСИ на книгу С.Т. Алагаты «Православная Алания в верховьях Кубани» в газете «Северная Осетия».
В серии "Аланская библиотека" – масштабного проекта, приуроченного к 1100-летию крещения Алании, вышло в свет очередное издание – фотоальбом "Православная Алания в верховьях Кубани". Автором-составителем является Сергей АЛАГАТЫ, писатель, краевед и коллекционер старинных фотографий.
Фотоальбом посвящен древнейшим православным храмам на территории России, расположенным в верховьях Кубани – средневековом центре Аланской епархии. В нем удалось собрать воедино фотографии, отражающие развитие христианства среди алан.
Научно-популярное издание – не обычный фотоальбом, это, скорее, фотокнига. Используемая авторская концепция позволяет сочетать альбомно-иллюстративный ряд и оригинальный текст, основанный на научности. Текст к разделам написан в увлекательной и доступной широкому кругу читателей форме. Высокий научный уровень придает участие в качестве научного редактора доктора исторических наук Н. С. Махциевой.
Основу издания составили старинные фотографии из российских архивных и музейных собраний: Государственного архива Ставропольского края, Государственного Карачаево-Черкесского природного заповедника, Ставропольского государственного музея-заповедника, Государственного исторического музея, Национального музея РСО–А, а также частной коллекции автора. Фотоальбом содержит около 100 цветных и черно-белых иллюстраций, которые снабжены справочным материалом. Хронологические рамки фотографий – конец XIX–начало ХХ вв. Многие фотоснимки уникальны и публикуются впервые.
С. Алагаты проделал большую работу по сбору и систематизации иллюстраций. Структура издания продумана им весьма тщательно. Фотоальбом состоит из 10 разделов: "Селение Лаба, Шоанинский храм, Сентинский храм, Северный Зеленчукский храм, Средний Зеленчукский храм, Южный Зеленчукский храм, Александро-Афонская Зеленчукская пустынь, Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь, Лик Христа и Зеленчукская надпись".
Он открывается серией фотографий Лабы: осетинского селения, связанного с великим поэтом Коста Хетагуровым. Наиболее полно на страницах издания отражены снимки древних аланских православных храмов, датируемых Х в. Собранные в издании фотографии позволяют проследить состояние храмов как до, во время и после реконструкций, проводившихся в конце ХIХ в., так и после современных реставраций. Важным представляется и то, что храмы запечатлены на фотографиях с разных ракурсов. В фотоальбоме представлены также снимки православных храмов из книг и журналов ("Нива", "Кормчий") конца XIХ в.
В издание вошли иллюстрации остатков фресковой живописи (в Среднем и Северном Зеленчукских и Сентинском храмах), известные только по зарисовкам XIX в. (альбом рисунков Зеленчукских древностей. 1888 г. археолога Д. М. Струкова; Акварель И. А. Владимирова). Фресковая живопись этих памятников относится ко второй половине X – началу XII вв.
Большой интерес представляют портреты основателя и первого настоятеля Свято-Афонской Зеленчукской пустыни игумена Серафима с монахом Игнатием, братии пустыни и Покровского скита (1896 г.), иерархов Ставропольской и Екатеринодарской епархии – епископа Владимира (Петрова) (1886 г.) и архиепископа Агафодора (Преображенского).
Завершает фотоальбом Зеленчукская надпись XI в. – древний памятник аланской письменности.
Уникальные снимки, представленные в фотоальбоме, позволили С. Алагаты создать настоящую фотолетопись православной Алании в верховьях Кубани. Высокое качество полиграфии и художественное оформление ставят издание в один ряд с лучшими произведениями книжного искусства.