«Северная Осетия», №179 30 сентября 2009 г.

Из истории: к 150- летию Коста Хетагурова

Отец Александр Цаликов сыграл в жизни поэта важную роль

Коста Хетагуров посещал с друзьями отца Александра в его отчем доме во Владикавказе на Тарской улице (ныне – ул. Цаголова, 42), куда тот с дочерьми Юлианой, Еленой и Анной переехал после скоропостижной смерти супруги. Поэт часто бывал в квартире на той же улице, которую Цаликовы временно снимали в доме полковника Коченова. В этой квартире Коста даже прожил около года, попросив отца Александра уступить ему под мастерскую свою комнату для работы над новой заказной картиной – портретом государя Александра III.

В тот период, когда Коста жил у Цаликовых, решалась судьба Владикавказской Ольгинской женской школы, открытой еще протоиереем Алексием Колиевым в 1862 г. Осетинская интеллигенция была глубоко обеспокоена вестью о закрытии с 5 января 1891 г. Ольгинской женской школы. Не мог оставаться сторонним наблюдателем и Александр Цаликов, который в течение трех лет работал в ней учителем, а с 1885 по 1891 г. преподавал здесь же Закон Божий (Цаликов ушел из школы незадолго до закрытия). Его средняя дочь – Елена Александровна Цаликова – отмечала в своих воспоминаниях, что «отец очень дорожил приютом (так стала называться Ольгинская школа с середины 1891 г. – авт.) и решил бороться. Глубоко возмущенный закрытием приюта, вместе с другими осетинскими интеллигентами он начал энергичные хлопоты об отмене решения местных властей. В связи с этим делом я ближе познакомилась с Коста. Он скоро оказался в центре событий, и вместе с отцом собрал группу интеллигенции, боровшейся за сохранение приюта».

Было решено обратиться с прошением к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. Здесь же, в квартире Цаликовых, Коста Хетагуров написал текст прошения, который содержал протест против закрытия женского просветительского учреждения и просьбу о возобновлении его деятельности.

Борьба осетинской интеллигенции за существование Ольгинской женской школы продолжалась до середины 1891 г. И школу удалось отстоять! Решение о ее закрытии было отменено.

Все подписавшие прошение лица (а это 16 человек, в том числе Коста и отец Александр) подверглись различного рода наказаниям. Против священника Александра Цаликова с подачи начальника Терской области генерала Каханова было сфабриковано дело, по которому он был обвинен «в пьянстве, разврате и выступлении против существующего строя». Преследуя Цаликова, Каханов настаивал на лишении его сана священника. Чтобы вывести о. Александра Цаликова из-под удара Каханова, церковные власти перевели его в 1894 г. на сверхштатную священническую должность в Спасский собор г. Пятигорска, на которой он и оставался много лет. С 1895 г. и до конца жизни о. Александр талантливо и вдохновенно преподавал Закон Божий в Пятигорской женской гимназии имени графини А.А.Евдокимовой. В 1905 г. о. Александра Цаликова возвели в сан протоиерея.

Что касается Коста Хетагурова, то 10 июня 1891 г. он в административном порядке был выслан в селение Георгиевско-Осетинское. И тем более эта ссылка была мучительной, что еще в период проживания у Цаликовых у поэта возникло глубокое и серьезное чувство к младшей дочери священника – юной гимназистке Анне Цаликовой. Только через полгода в письме, посланном Анне, Коста рассказал ей о своей любви… Священник с. Георгиевско-Осетинского Николай (Гаго) Дигуров, общий друг К. Хетагурова и семьи Цаликовых, просил за Коста у отца Александра руки его дочери Анны. Еще через месяц в письме к А. Цаликову Коста написал о своем желании жениться на его младшей дочери. И все же на свое предложение Коста получил отказ…

В середине февраля 1893 г. Коста Хетагуров переехал в г. Ставрополь-Кавказский (ныне г. Ставрополь), где начал работать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ».

В августе 1896 г. Коста Хетагуров из Ставрополя писал другу отцу Александру о своей активной публицистической деятельности в газете : в этот период Коста опубликовал злободневные статьи «Владикавказские письма» и цикл статей «Накануне». Летом 1897 г. Хетагуров написал статью «Горские штрафные суммы», не пропущенную цензурой. Цензурные гонения против газеты «Северный Кавказ» усиливались, и во второй половине 1897 г. Коста Хетагуров ушел из редакции, а 14 октября уехал в Петербург на лечение в связи туберкулезным процессом в тазобедренном суставе.

Приехав спустя почти год в Пятигорск на лечение водами после операции, перенесенной в Петербурге, Коста Хетагуров был тепло встречен Цаликовыми, жившими в это время в квартире на втором этаже в доме Сеферова на Эмировской улице (ныне ул. Октябрьская, 38). Сохранились фотографии Коста Хетагурова с семьей Цаликовых, сделанные на крыльце, ведущем со двора в их квартиру. К 200-летию г. Пятигорска (1980 г.) на этом здании в память о К.Л. Хетагурове была установлена мемориальная доска.

Коста Хетагуров навещал Цаликовых почти ежедневно, а если не приходил, то Цаликовы посылали ему с племянниками Витей и Сеней, жившими у них во время обучения в Пятигорской гимназии, горячий обед. Известный осетинский художник Махарбек Туганов, посетивший Цаликовых в Пятигорске, писал об отношении сестер Цаликовых к Коста Хетагурову: «В изгнаннике Коста они приняли самое живое участие и старались всеми силами облегчить его положение. Нужно прямо сказать, что Коста себя чувствовал в семье Цаликовых, как в своем родном доме. Сам Александр был безгранично предан Коста, его идеям, его каждому желанию».

Сразу же после приезда в Пятигорск Коста Хетагуров начал готовить к печати рукопись сборника «Ирон фжндыр». Еще в августе 1896 г. в письме к отцу Александру из Ставрополя Коста поделился с ним важной новостью о том, что он выписал для типографии осетинский шрифт, предназначенный, по мнению исследователей, для издания обработанных в окончательном виде стихотворений сборника «Ирон фжндыр». Рукопись сборника, датированная 3 сентября 1898 г., была отослана К. Хетагуровым для издания в Кавказский цензурный комитет, находившийся в Тифлисе. С отсылаемого сборника была сделана копия, которая для сохранности была передана в верные руки семьи Цаликовых. Обрамленная в коричневый кожаный переплет с тиснениями, рукопись сборника «Ирон фжндыр» была подарена Коста Хетагуровым Анне Цаликовой.

С 10 августа по 15 октября 1898 года Коста жил в меблированных номерах купца А. Тупикова на Церковной улице, а потом переехал на квартиру в особняк главного врача Управления Кавказских Минеральных Вод В.С. Борисовского на Александровской улице. В этой квартире Коста Хетагуров по субботам часто принимал Цаликовых и их общих знакомых: супругов Борисовских, гимназического товарища П.А. Ржаксинского с супругой, командира Осетинского конного дивизиона полковника М.А. Лыщинского с супругой и офицеров дивизиона, среди которых было много осетин. Приходили к Коста и врач В.А. Кобылин с супругой А.К. Жмакиной, в литературном салоне которой, в свою очередь, бывали К. Хетагуров и Цаликовы. Нередко Коста и отец Александр с дочерьми вместе посещали великого русского художника-передвижника Н.А. Ярошенко в его усадьбе «Белая вилла» в Кисловодске, которая была одним из главных центров культурной жизни на Юге России.

Однако положение находившегося в Пятигорске Коста Хетагурова продолжало оставаться сложным. Два года начальник Терской области генерал-лейтенант Каханов боролся за восстановление своего распоряжения о выселении К. Хетагурова из Владикавказа в Кубанскую область, отмененное указом Правительствующего сената 14 июня 1896 г. И все же 9 января 1899 года Совет главноначальствующего гражданской частью на Кавказе вынес решение: «Константину Хетагурову воспретить жительство в пределах кавказского края и ходатайствовать перед министром внутренних дел об учреждении за названным лицом особого надзора». Главным обвинением, выдвинутым против К. Хетагурова, была его журналистская деятельность.

Узнав секретные сведения о своей предстоящей ссылке, Коста Хетагуров в начале марта 1899 г. срочно выехал из Пятигорска в Петербург, чтобы попытаться повлиять на решение властей. В письме к отцу Александру Коста подробно изложил историю подачи прошения на имя Николая II, в котором просил расследовать и тщательно проверить обвинения, которые возводились на него начальником Терской области Кахановым. Коста сообщил отцу Александру об ошеломляющем впечатлении на правительственные круги его статьи «Неурядицы Северного Кавказа», публикующейся в «Санкт-Петербургских ведомостях». Он также известил о. Александра о снятии Кавказским цензурным комитетом запрета на печатание «Ирон фжндыра», выпуск которого был ранее задержан Кахановым, и успешном продвижении через цензуру его пьесы «Дуня».

В Петербурге К. Хетагурову удалось добиться лишь замены места ссылки. По состоянию здоровья, вместо Курской губернии его высылали в Херсонскую губернию под надзор полиции. Узнав об этом, Хетагуров в начале мая 1899 г. вернулся из Петербурга в Пятигорск. В конце того же месяца Коста вынудили выехать из Пятигорска в Херсон. В Херсонскую ссылку до Минеральных Вод его провожали о. Александр Цаликов с дочерьми Анной и Еленой и офицеры Осетинского конного дивизиона Джетагаз Хабаев и Татаркан Басиев. Тесно общаясь с опальным поэтом, о. Александр Цаликов никогда не считался с риском прослыть у властей политически неблагонадежным…

10 марта 1900 г. Коста Хетагуров возвратился из херсонской ссылки в Пятигорск к своим близким друзьям. Он активно включился в общественную жизнь города. В мае–августе в газете «Сезонный листок Кавказских Минеральных Вод» было опубликовано несколько статей Коста, посвященных культурной жизни Пятигорска. Одну из своих журналистских работ Коста посвятил Пятигорской церковноприходской школе, в которой отметил заслуги Александра Цаликова как заведующего школой.

В свою очередь, священник Цаликов высоко ценил К.Л. Хетагурова как общественного деятеля, публициста, поэта и художника. В ноябре 1900 года он, проявив гостеприимство и душевную щедрость, устроил в своем доме торжественный прием посланцев из Осетии, приехавших к Коста Хетагурову. Елена Цаликова в своих воспоминаниях писала: «Делегатов Коста принимал в нашем доме – его собственная комната была слишком мала. Отец устроил в честь делегации торжественный обед. Народу было много. Чествовали Коста и как автора «Ирон фжндыра» (книга вышла во время ссылки Коста), и как друга осетинских крестьян и горцев-бедняков».

15 марта 1901 г. Коста Хетагуров покинул Пятигорск и переехал в г. Ставрополь-Кавказский, став постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». Здесь он был привлечен епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром (Сеньковским) к работе Комиссии по пересмотру перевода Евангелия от Матфея на осетинском языке, изданного в 1864 г. В числе рекомендованных Коста Хетагуровым членов Комиссии был и священник Александр Цаликов.

29 декабря 1902 г. о. Александр Цаликов и его дочери Елена и Анна встретились с Коста Хетагуровым во Владикавказе на похоронах В.Г. Шредерс. А последний раз Цаликовы видели Коста в июле 1903 г. в Пятигорске, куда сестра поэта Ольга Кайтмазова-Хетагурова привозила тяжело больного Коста на консультацию к профессору Харьковского университета Я. А. Анфимову.

Семья Цаликовых, которая дружила и поддерживала Коста на протяжении многих лет, бережно сохранила часть его культурного наследия. Вскоре после кончины поэта отец Александр передал некоторые письма и его неопубликованные произведения Гиго Дзасохову, который в 1909 году издал книгу «Коста Хетагуров. Критико-биографический очерк».

Уже после смерти Александра Цаликова (1911 г.) Елена и Юлиана по своей инициативе безвозмездно передали Осетинскому историко-филологическому обществу хранившиеся у них рукописи, письма и картины Коста Хетагурова. В описи значились картина «Клухорский перевал», иконы «Константин и Елена» и «Лик Христа», рукопись сборника «Ирон фжндыр», семнадцать писем в конвертах и четыре открытки, двадцать девять писем, одно стихотворение, рукопись о греко-восточной и старообрядческой церквах на 26 листах (конспект изданной в 1896 г. книги Браила «Церковные вопросы в России, или Русское духовное ведомство», написанный рукой К.Л. Хетагурова).

Венцом полученного Обществом дара был беловой автограф рукописи сборника «Ирон фжндыр», подаренный Коста Хетагуровым Анне Цаликовой. В настоящее время она хранится в Научном архиве СОИГСИ. Значение сохраненной Цаликовыми авторской рукописи «Ирон фжндыра», датированной 3 сентября 1898 г., бесценно, поскольку рукопись, переданная в Кавказский цензурный комитет, в первоначальном виде не сохранилась. В первом же издании сборника «Ирон фжндыр» были сделаны значительные искажения, вплоть до изменения композиции сборника.

Огромную ценность в историко - литературном и биографическом отношении представляли 46 писем из эпистолярного наследия К. Л. Хетагурова, адресованных Цаликовым (всего известно 92 письма Коста к разным авторам). Только из этих писем до нас дошли сведения о петербургском, херсонском и очаковском периодах жизни Коста Хетагурова, истории его ссылок, публикации сборника «Ирон фжндыр» и статьи «Неурядицы Северного Кавказа»... Цаликовы передали Обществу также открытки, на которых были автографы четырех стихотворений поэта. Все письма и открытки хранятся в Научном архиве СОИГСИ в фонде Коста Хетагурова.

В 1936 г. Елена Цаликова передала в дар Северо-Осетинскому НИИ сборник стихотворений К. Хетагурова на русском языке, изданный в Ставрополе в 1895 г. На титульном листе книги, посланной автором 13 августа 1899 г. из Херсона Юлиане Цаликовой, рукой поэта было написано: «Дорогой Юлиане Александровне от непутевого автора. Коста. 12 августа, г. Херсон». При публикации первого и единственного прижизненного сборника стихотворений К. Хетагурова на русском языке цензура изъяла из разных стихотворений 196 строк, выбросила целиком несколько стихотворений и поэму «Кому живется весело». Раритетный сборник с дарственной надписью К. Хетагурова Ю.А. Цаликовой и с восстановленными рукою К. Хетагурова цензурными пропусками (кроме поэмы) тоже хранится в Научном архиве СОИГСИ. Елена Александровна подарила институту также много ценных фотографий с изображением Коста Хетагурова и членов семьи Цаликовых.

В конце 30-х годов прошлого века она передала в Музей осетинской литературы К.Л. Хетагурова и портрет Анны Цаликовой работы Коста. В настоящее время картина, написанная в 1898 году, хранится в Северо-Осетинском художественном музее им. М.Туганова.

Елена Цаликова оставила воспоминания, которые пролили свет на многие неизвестные страницы биографии и творческой деятельности поэта. Одни из них опубликованы, другие находятся в Научном архиве СОИГСИ. Кто знает, что осталось бы из творческого наследия Коста, не внеси семья Цаликовых неоценимый вклад в его сохранение. И кто знает, как складывалась бы судьба поэта (в том числе и творческая), не окажись рядом с ним такой сильной и глубокой личности, как Александр Цаликов.

Лариса ГОСТИЕВА, ведущий научный сотрудник СОИГСИ, кандидат исторических наук.

«Северная Осетия»