Согласно "Кадагам о нартах", нартовское общество живет в большом селении (Нарты хъæу), состоящем из трех кварталов (æртæ сыхы).

Исходя из сюжетной канвы, нарт Уархаг был пленен враждебными нартам подземными силами (далимонами). Спаслась от пленения его жена Сасана, гостившая у родителей; у них же она родила близнецов – Ахсара и Ахсартага.

Ахсартаггата занимали Верхний квартал, Алагата – Средний, а Бората – Нижний. Каждый род наделен был особыми преимуществами. В частности, Ахсартаггата отличались храбростью, отвагой, о чем свидетельствует и имя их родоначальника – Ахсартага, производное от осетинского "æхсар", в значении "сила", "храбрость", "героизм", которое, в свою очередь, представляет собой закономерное фонетическое развитие древнеарийского kšatra- в значении "военная сила", "храбрость", "доблесть", "могущество", "героизм". Указанный термин в форме *xšaθra- восходит к иранской лексеме xšāy(a)-, дающей, кроме значения "властвовать", и значение "сиять", "пылать", которые прямо выступают в древнеосетинских лексемах.

Нарты Урызмаг, Хамыц, Сослан, Батрадз принадлежали к роду Ахсартаггата. Они владели тайным хатиагским языком и демонстрировали исключительное умение обращаться с лошадью, мечом и луком – тремя орудиями войны. О том, как высок был авторитет Ахсартаггата среди нартов, свидетельствуют слова матери засватанной Ахсартаггата девушки: "Их (Ахсартаггата) не в чем упрекнуть. Даже небо не смеет греметь от страха перед этими братьями, такой силой славятся они". И еще одно свидетельство их могущества: подобно пророку Илие они не повторяют удара. Однажды нартам необходимо было погнать скотину на пастьбу в страну сыновей Тара, которых сильно опасались нарты. По единодушному мнению нартов, только Сослан из рода Ахсартаггата был способен обеспечить этот перегон скота. Красной нитью в эпосе проходит борьба Бората и Ахсартаггата.

Представляет интерес генеалогия рода Ахсартаггата, которая начинается с Уархага и его сыновей Ахсара и Ахсартага:

1-е поколение – Уархаг и его жена Сасана.

2-е поколение – их сыновья Ахсар и Ахсартаг с женой Дзерассой.

3-е поколение – сыновья Ахсартага и Дзерассы – Урызмаг с женой Шатáной; Хамыц с женой Быценон и Сослан (Созырыко).

4-е поколение – сыновья Урызмага Айсана и Безымянный сын, сын Хамыца – Батраз.

Род Ахсартаггата является основным в эпосе, что следует из названий циклов. Упоминаемый в эпосе конь рода Ахсартаггата – Æхсæртæггатибæх (диг.), очевидно, является Арфаном Урызмага. И в балкаро-карачаевской версии нартовского эпоса фигурирует "конь Схуртуковых", он же "конь Ерюзмека". Кроме того, собственностью рода Ахсартаггата считается собака Силам.

По мнению Ю.А. Дзиццойты, предки рода Ахсартаггата при Уархаге были рядовыми общинниками, при Ахсаре и Ахсартаге впервые предприняли попытку захватить власть, а при Урызмаге и Хамыце Ахсартаггата окончательно утвердили за собой право руководить нартовским обществом: "род Ахсартаггата ...стал сильнее других нартовских родов, и нартовские роды... стали платить им дань". Установление власти рода Ахсартаггата сопровождалось изгнанием Бурафарныга из центра нартовского села. После этого в его огромном доме, то есть в доме, доставшемся Бурафарныгу по наследству от общего предка Бора, несомненно, поселились лидеры рода Ахсартаггата. Следовательно, борьба шла за обладание центром села или, что то же самое, за обладание домом общего предка, стоявшего в центре села.

В настоящее время в Осетии фамилия Ахсартаггата не встречается, но, согласно грузинским летописям, в царствование монгольского хана Берке (1257–1266) из Осетии в Грузию, спасаясь, бежали от монголов "удивительная женщина Лимачав с сыновьями Пареджаном и Бакатаром из рода Ахсарпакайан". Лингвисты М.К. Андроникашвили, Б.А. Алборов, Т.А. Гуриев связывают эту фамилию с Ахсартаггата.

Т.К. Салбиев пришел к выводу о том, что свидетельство идентичности аланской царской династии и воинского эпического рода Ахсартаггата, сохранившееся в грузинской средневековой хронике (сообщение "Хронографа" (груз. "Жамтаагмцерели") – "Столетней летописи" XIV в.), позволяет поставить под сомнение общепринятую трактовку стадиальности и добавить еще один этап развития "Нартиады" – феодальный (исторический). "Следует предполагать, – отмечает ученый, – что с социально-исторической точки зрения эпос мог использоваться как средство легитимации власти аланской правящей, то есть исторической династии, что обеспечивало ей преемственную связь с мифологической эпохой и давало необходимое идеологическое обоснование господствующего положения в обществе. Эпической фигурой, совместившей в своем образе мифологического и исторического царей, следует считать нарта Челахсартага. С одной стороны, в его имени распознается связь с родоначальником воинского рода Ахсартага, представляющего мифологическую эпоху. С другой стороны, он носит титул исторического средневекового правителя Ас-Тархана. Благодаря имени его дочери (Бедуха), которое может рассматриваться как просторечный вариант имени Бурдухан, он может быть отождествлен с аланским царем Худданом".

М. Туганов. Нарты сражаются с семиглавыми великанами

 

М. Туганов. Батрадз в борьбе с небом

А. Джанаев. Сослан и колесо Балсага

 

АВТОРЫ: ЛЮДВИГ ЧИБИРОВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РОССИИ, ЗАВОТДЕЛОМ ЭТНОЛОГИИ СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА. РОБЕРТ КУЛУМБЕГОВ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ЗАВОТДЕЛОМ ЭТНОЛОГИИ ЮОНИИ ИМ. З. ВАНЕЕВА.

"Северная Осетия"