В 2011 и 2012 годах на территории Украины (Черкасская и Киевская области) были найдены три небольшие вислые печати, попавшие в частные коллекции. На первой изображена святая с надписью: "Святая Елена". На оборотной стороне нанесена надпись: "Господи, помоги рабе своей Елене".

На второй – также святая с соответствующей надписью. Образ ее очень необычен и не встречается на других печатях. Святая предстает в княжеском одеянии, низком головном уборе, украшенном жемчужинами. Вокруг изображения нанесена еще одна надпись: "Господи, помоги рабе своей Елене". На оборотной стороне представлено изображение Иоанна Предтечи с надписью: "Святой Иван". Вокруг нанесена надпись: "Господи, помоги рабу своему Ивану". На третьей печати изображена святая в высоком головном уборе с подобными надписями: "Святая Олена" и "Господи, помоги рабе своей Олене". На оборотной стороне вновь представлено изображение Иоанна Предтечи с соответствующими надписями. Определенные признаки надписей позволили датировать печати в рамках 1113–1139 гг.

Конечно, благопожелательные надписи просили не за святых, а за конкретных людей. Данные печати, несомненно, принадлежали знатной женщине, покровительницей которой выступала св. Елена, чье имя, вероятно, и носила сама женщина. Нанесение же на другой стороне печатей образа святого Иоанна связано с традиционным для печатей женщин Руси того времени помещением изображений святых, покровительствующих их мужьям. Сегодня на различных сайтах Интернета, включая сайты аукционов, представлено еще около 15 подобных печатей из частных коллекций, что нуждается в оценке специалистов.

Исследователи заметили, что представленный образ Иоанна Предтечи в указанный период встречается только на печатях Ярополка II Владимировича, чьим крестильным именем было Иоанн (Иван). Стилистически изображения Иоанна Предтечи на печатях Елены и Ярополка настолько близки между собой, что позволяют говорить об их изготовлении одним и тем же резчиком. Сохранившиеся же летописи действительно сообщают о супруге Ярополка, носившей имя Елена (Олена).

Ярополк (Иоанн) II Владимирович (1082–1139 гг.) был вторым сыном Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125 гг.) и его супруги, видимо, английской принцессы Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, убитого Вильгельмом Завоевателем. Полагают, что Ярополк родился в Чернигове, во время княжения там его отца. С 1103 г. он княжил в Смоленске. В 1113 г. Владимир Мономах стал Великим князем в Киеве. На киевском престоле ему в 1125 г. будет наследовать его старший сын Мстислав I Великий.

Ярополк же в 1114 г., после смерти другого сына Святослава, назначается отцом княжить в Переяславле. С ним, как полагают ученые, могло быть связано возведение в Переяславле Иоаннового монастыря. Княжение ставило Ярослава в положение следующего претендента на киевский престол. С другой стороны, княжение выдвигало Ярополка на острие постоянного противоборства со степными народами, прежде всего с половцами, т. к. Переяславль стоял на пути всех половецких набегов по левому берегу Днепра к Киеву. Он уже имел соответствующий положительный опыт, участвуя, например, в походе своего отца против половцев в 1103 г.

В следующий раз, по поручению Владимира Мономаха, в 1116 г. Ярополк вместе со своим двоюродным братом Всеволодом Давидовичем совершают поход против половцев на Северский Донец, где захватывают три города. Здесь им также была захвачена в плен дочь ясского князя, которая стала его женой и была затем известна в Киевской Руси под своим христианским именем Елена, или Олена Яска. Источники сообщают об особой красоте девушки. С ней были приведены и другие ясы. В Радзивиловской (Кенигсбергской) летописи XV в. данное сообщение сопровождается миниатюрой, видимо, изображающей Ярополка и Елену при дворе Владимира Мономаха.

Ярополк сохранял добрые отношения со своим отцом, который доверял ему и Мстиславу командовать войсками против половцев. В 1125 г. он отразил их нападение на Переяславль. В 1132 г. супруг Елены, после смерти его старшего брата Мстислава I Великого, был приглашен киевлянами и воссел на киевский престол, став Великим князем. Елена, соответственно – Великой княгиней.

Ярополк стал Великим князем в достаточно пожилом для своей эпохи, 59-летнем, возрасте. Его правление характеризовалось усилением княжеских междоусобиц и децентрализацией Киевской Руси. Великому князю приходилось то воевать с другими князьями и половцами, заключавшими, в том числе, союзы между собой, то стараться мирно договариваться с ними. Ярополк одерживал победы и терпел поражения. Главными противниками были его сводный брат Юрий Долгорукий и Всеволод Ольгович с братьями.

Все эти сложные годы, как и прежде, рядом с ним оставалась его верная супруга Елена, Олена Яска. Упомянутые находки печатей Елены, как и печати других княгинь, по мнению специалистов, свидетельствуют о том, что такие знатные женщины непосредственно участвовали в административном управлении, заключая договоры, утверждая официальные документы и принимая дипломатические посольства.

Фактически ясыня Елена, ставшая не просто одной из русских княгинь, а Великой княгиней, является единственной известной супругой русского князя, чье аланское происхождение бесспорно. Возможно, именно история превращения Олены Яски в русскую княгиню своеобразно отразилась в княжеском одеянии св. Елены на печатях дочери ясского князя, связавшей свою жизнь с жизнью русского князя Ярополка.

Ярополк умер 18 февраля 1139 г., передав киевский престол своему брату Вячеславу, который вскоре его потерял. Ярополк был похоронен в "голубце" (гробнице) на территории монастыря возле церкви Св. Андрея в Киеве.

В летописях в последний раз его вдова Елена упоминается под 1145 г., когда она перезахоронила останки своего супруга в самой церкви Св. Андрея, положив их рядом с останками Янки, сестры Владимира Мономаха, для которой некогда был построен этот монастырь. Характеристика летописца Елены как "благоверная княгиня" свидетельствует об уважительном отношении к ней со стороны киевлян и после смерти супруга. Сохранились некоторые данные о Василько, сыне Ярополка и Елены. Но в целом летописи хранят молчание о потомстве супругов.


Фактически ясыня Елена, ставшая не просто одной из русских княгинь, а Великой княгиней, является единственной известной супругой русского князя, чье аланское происхождение бесспорно. Возможно, именно история превращения Олены Яски в русскую княгиню своеобразно отразилась в княжеском одеянии св. Елены на печатях дочери ясского князя, связавшей свою жизнь с жизнью русского князя Ярополка.

Что касается ее народа, то его появление на Северском Донце было связано с политикой Хазарского каганата, в "лоскутную империю" которого некогда вошли аланы. В середине VIII в. часть их с Северного Кавказа была переселена на северо-западные рубежи каганата, в том числе на Северский Донец, для несения там погранично-таможенной службы и удержания в даннической зависимости местного населения. Многочисленные памятники аланов, составившие лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры, хорошо известны современным археологам. Ими, в частности, прослеживаются межбрачные связи и совместное проживание на одних поселениях аланов и славян, что открывало историю их ранних контактов. Но из поколения в поколение аланы хранили память о своей родине на Кавказе.

К середине X в. каганат ослаб. В 965 г. тюрки-огузы наносят тяжелое поражение Хазарии. Тогда же свой удар по каганату наносит киевский князь Святослав. Хазарский каганат вскоре прекращает свое существование. Пользуясь общей ситуацией, потомки аланов массово возвращаются на родину предков на Северном Кавказе, в том числе на территорию современной Северной Осетии.

Известная исследовательница салтово-маяцких памятников С.А. Плетнева отмечали в отношении ясов, из которых происходила Елена: "Видимо, эти асы – те самые ясы, о которых писал русский летописец под 1116 г., размещая их на берегах Северского Донца. Вероятно, они так и остались там – на "нейтральных" русско-половецких территориях, никогда, естественно, не принимая никакого участия во враждебных действиях против русских княжеств и потому ни разу после начала XII в. не упомянутые летописью. Однако этнически и территориально это была вполне реальная общность…"

У нас нет возможности строго полагать изначальное христианское вероисповедание Елены, хотя еще Ю.А. Кулаковский аргументированно указывал на наличие среди местного городского населения на Северском Донце, из которого и могла происходить Олена Яска, христиан. Археологические данные из района лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры также свидетельствуют о некотором проникновении к аланам христианства.

Следует согласиться с замечанием В.Ф. Миллера, что свидетельство о приводе вместе с Еленой и других ясов говорит об их вероятном значительном числе, а женитьба на Елене Ярополка подтверждает ее знатное происхождение, т. к. в противном случае она могла бы оказаться в роли наложницы.

Также вполне справедливо замечание исследовательницы Л.Е. Морозовой, что женитьба Ярополка на Елене никак не диктовалась политическими причинами, позволяя говорить о браке, заключенном по любви. Видимо, недаром в Ипатьевской летописи отмечается и особая красота дочери ясского князя.

АВТОР: А. ТУАЛЛАГОВ

«Северная Осетия», 12.04.2019