6-8 ноября в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН состоялась II международная конференция «Еврейские диаспоры в Европе и мире: полевые и источниковедческие исследования».

Конференция является продолжением научного форума «Петербург – Израиль. Интеллектуальный диалог», задуманного в свое время доктором исторических наук Наталией Васильевной Юхневой в качестве интеллектуальной площадки для обмена мнениями и обсуждения результатов исследований ученых двух стран. Значительное место в работе конференции отводится докладам, посвященным полевым исследованиям, а также архивным и музейным изысканиям.

С приветственным словом к участникам форума обратились директор МАЭ РАН, доктор исторических наук, профессор Андрей Владимирович Головнев и заведующий отделом европеистики МАЭ РАН, кандидат исторических наук Александр Александрович Новик. 

В рамках конференции рассматривался следующий круг вопросов и проблем:

- История и этнография еврейской диаспоры в странах Европы

- Язык(и) и фольклор евреев Европы

- Еврейские общины в регионах мира

- Евреи и их соседи: народная религиозность, стереотипы и представления о евреях

- Мемориализация памяти о евреях и музеефикация Холокоста в странах Европы

- Евреи Петербурга-Ленинграда 

Северокавказское научное сообщество на конференции с докладом «О некоторых элементах иудейского происхождения в фольклоре и этнографии осетин» представил старший научный сотрудник отдела этнологии СОИГСИ, кандидат исторических наук Анзор Валерьевич Дарчиев.

По словам ученого, конференция по иудаике в городе на Неве историческая не только по тематике, но и по своей миссии, так как представленные на ней исследования открывают новые связи между различными народами: «Во Владикавказе (не говоря о других крупных городах нашего региона) существует сплоченная еврейская диаспора и действует еврейское культурно-просветительское общество «Шолом». Появление евреев в Осетии относится к началу XIX в., но контакты с иудеями имелись уже у предков осетин северокавказских аланов. Следы этих контактов сохранились в фольклоре и этнографии осетин, чему и был посвящен мой доклад. Попытки выделить некоторые еврейско-осетинские параллели предпринимались уже на ранних этапах научного исследования Осетии, однако все они были либо мало обоснованы (Паллас, Клапрот и Гакстгаузен), либо вовсе ошибочны (Пфаф). Лишь В. Ф. Миллер первым указал достаточно убедительные аналогии нартовскому сказанию о смерти Батраза в иудейском апокрифе о смерти Моисея. Позднее В.И. Абаев выявил два осетинских религиозно-ритуальных термина древнееврейского происхождения и отнес их появление в осетинском языке к тому периоду, когда часть аланов под влиянием Хазарского каганата исповедовала иудаизм. В  последнее  время  А.А.  Туаллаговым  (доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом археологии СОИГСИ – прим. пресс-служба СОИГСИ) сделан  ряд  интересных  наблюдений о возможных древнееврейских заимствованиях в традиционной обрядовой практике осетин.

Надо полагать, вместе с религиозными терминами были восприняты и некоторые элементы религиозно-мифологических  представлений. В подтверждение были приведены новые аналогии. Так, у осетин образ демонического существа Самели может соответствовать главному персонажу иудейской демонологии по имени Самаэль. Легенда о чудовищном змее Руймоне во многих важных чертах совпадает с иудейскими представлениями о драконе/змее Левиафане. Иудейские мотивы в структуре осетинского мифа свидетельствуют о тесном взаимодействии носителей обеих мифологических традиций и, таким образом, дополняют картину этноконфессиональных отношений на Северном Кавказе в период Средневековья.

Не могу не отметить, что доклад вызвал оживленный интерес аудитории. Последовали вопросы и дополнения. А.А. Новик напомнил о весьма древней и значительной еврейской общине Грузии, обозначив, таким образом, еще один (кроме хазарского) путь проникновения иудейских представлений к осетинам. Д.И. Месхидзе предложила сопоставить выявленные соответствия с хазарско-иудейскими элементами, обнаруженными у других кавказских народов, в частности у карачаевцев. Н.Г. Голант отметила некоторое сходство Самели со скандинавским Локи (мотив приковывания). Все эти дополнения очень важны и, несомненно, будут учтены в дальнейшей работе по данной теме».

Программу форума завершили экскурсии  по экспозициям МАЭ РАН и Российского этнографического музея, а также визит в Большую хоральную синагогу г. Санкт-Петербурга.

Доклады участников будут опубликованы в сборнике конференции «Еврейские диаспоры в Европе и мире: полевые и источниковедческие исследования». 

 

*При создании публикации иcпользовались материалы официальной страницы МАЭ РАН в Facebook.