7 апреля в СОИГСИ состоялся вечер памяти доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Северная Осетия-Алания, экс-консультанта Парламента Республики Северная Осетия-Алания Феликса Хазмурзаевича Гутнова (07.04.1952-10.12.2020). 

Ф.Х. Гутнов родился 7 апреля 1952 г. во Владикавказе. В 1969 г. окончил среднюю школу №5. В 1970-1972 гг. проходил службу в Группе советских войск в Германии. В 1977 г. по окончании исторического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова поступил в аспирантуру кафедры истории СССР исторического факультета Ленинградского государственного университета и в 1981 г. досрочно защитил кандидатскую диссертацию.  С 1981 года – научный сотрудник отдела археологии и этнографии СОИГСИ, с 1995 г. по совместительству – доцент, а затем заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков СОГУ. В 1997 г. защитил докторскую диссертацию «Средневековая Осетия: проблемы социальной истории». 

Ф.Х. Гутнов – крупнейший исследователь ранней истории скифов и алан, истории и социальной структуры обществ Северного Кавказа, автор более 200 научных работ. Монографии Ф.Х. Гутнова снискали популярность не только в академической среде, но и у массового читателя: «Генеалогические предания Осетии» (1989), «Средневековая Осетия» (1993), «Аристократия алан» (1995), «Ранние аланы» (2001), «Аланские портреты» (2005), «Древо жизни» (2007), «Горский феодализм» (2008), «Аланы: научно-популярные очерки истории» (2011), «Осетинские фамилии» (2012), «Обычное право осетин» (2012), «Скифы. Аланы» (2014) – эти и ряд других книг выдержали несколько переизданий. Ф.Х. Гутнов активно участвовал в создании фундаментальных трудов по истории Осетии, таких как «История Осетии с древнейших времен до конца ХVIII века», «История Осетии в ХIХ-начале ХХ вв.».

В плеяду ведущих кавказоведов Феликс Хазмурзаевич Гутнов вошел как ученый с оригинальным, узнаваемым, новаторским стилем: он первым исследовал средневековую историю Осетии в генеалогических преданиях, разработал концепцию «горского феодализма», концептуально обогатил доктрину скифо-сармато-алано-осетинской преемственности. 

Жизненный и профессиональный путь Феликса Хазмурзаевича Гутнова – это пример самозабвенного, честного служения науке и личного мужества. Ученый ушел из жизни 10 декабря 2020 года, после тяжелой болезни, с которой неистово боролся долгие годы, и при этом никогда не жаловался, продолжал много и напряженно работать. В нем редкостно сочетались благородное великодушие и принципиальность, острота переживаний и абсолютное внешнее спокойствие, деятельный оптимизм и любовь к жизни.  «Процветайте!» – именно так, оригинально и, словно благословляя, Феликс Хазмурзаевич по обыкновению прощался с коллегами. И именно таким – «рыцарем осетиноведения» – остался Ф.Х. Гутнов в памяти коллег.

В.В. ДЕГОЕВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР 

– Никогда не думал, что придется отмечать семидесятый день рождения моего друга с такой болью в сердце. И с бесконечным сожалением о том, что он не успел завершить. Но печаль становится светлее, когда задумываешься о масштабе его вклада в кавказоведческую науку. Другому понадобилось бы несколько жизней, чтобы сделать то, что Феликсу удалось за одну, оборвавшуюся в самом расцвете его таланта. Таланта историка от Бога.

Помню Феликса еще студентом истфака СОГУ, блиставшим своей прекрасной техникой на футбольном поле. Мог ли я тогда знать, каким мастером станет он на совсем другом поприще. Теперь знаю. Его фундаментальные исследования о горском феодализме вошли в золотой фонд отечественной историографии. К ним, как к источнику идей и методологическому руководству, будут обращаться всегда. Потому что это, помимо прочего, яркий пример глубоко профессионального, в высшей степени ответственного отношения к делу. Сотрудники издаваемого в МГИМО ежегодника «Кавказский сборник» с нетерпением ждали каждой новой статьи Феликса Хазмурзаевича, заведомо зная, что ее можно ставить в номер с закрытыми глазами, не сомневаясь в отменном качестве.

Друзья и коллеги помнят Феликса как человека необыкновенного мужества и оптимизма. До сих пор звучит в ушах его знаменитое «феерически», в ответ на  вопрос «как дела?», и «процветай», как искреннее пожелание всего доброго. За той улыбкой и мягким юмором, с какими он произносил эти слова, трудно было распознать тяжелейшую, изнурительную болезнь, время от времени отступавшую перед его волей к жизни и стоическим сопротивлением. Как подлинный подвижник науки, Феликс честно трудился до последней минуты. Его старались беречь, освободив от необходимости приходить на работу. Но он отказался от этой привилегии и появлялся там регулярно, ограждая себя от жалости коллег своими прибаутками. Можно лишь догадываться, каких сил это ему стоило, пока они его не покинули.

Убежден, что память о таком человеке достойна сохранения не только в наших сердцах, но и в наших делах. По крайней мере, две инициативы напрашиваются сами собой: проведение периодических научных конференций – «Гутновских чтений», и издание избранных трудов ученого.                            

Л.А. ЧИБИРОВ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

– В мае 1974 г. в составе студенческой делегации СОГУ, прибывшей к нам на конференцию в ЮОГПИ (тогда я работал деканом историко-филологического факультета ЮОГПИ) было два студента-историка: Вилен Уарзиати и Феликс Гутнов. Доклад Уарзиати был посвящен скифскому наследию в быту осетин, Гутнова – одному из периодов в истории г. Владикавказа. Доклады гостей были содержательными и вызвали большой интерес. Тогда уже было видно, что у этих молодых людей отличные научные перспективы. После конференции я пригасил их домой, где мы близко познакомились, молодые люди рассказали о своих планах. Впоследствии я рекомендовал к изданию одну из монографий Феликса. В свою очередь, он рецензировал  учебник по истории Южной Осетии, вышедший под моей редакцией.  Почти все его книги с теплыми дарственными надписями хранятся в моей домашней библиотеке.

Ф.Х. Гутнов  был  одним из выдающихся наших историков, притом историком широкого профиля. Основные его труды, вошедшие в широкий научный оборот, посвящены скифо-аланской проблеме, средневековой Осетии,  горскому феодализму  и социальной истории.

Буквально поражала его работоспособность и диапазон его интересов в области истории Осетии. Имея проблемы со здоровьем, он тем не менее умудрялся издавать книгу за книгой по актуальным проблемам исторического осетиноведения. В человеческом плане ему можно было только  позавидовать: это был человек совершенно неконфликтный, мягкий, коммуникабельный, любил людей, коллег, и они отвечали ему тем же. 

Имя  Феликса Хазмурзаевича Гутнова навсегда сохранится в памяти осетинского народа, а его многочисленные труды составят золотой фонд историографии Осетии. 

Е.Б. БЕСОЛОВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

– В одной из книг Феликса Хазмурзаевича есть посвящение: «УЧИТЕЛЯМ – ученик»,   говорящее  многое о  рано ушедшем из жизни  Коллеге. Мы потеряли  Человека, доброго и всеми уважаемого, принципиального, уверенного в том, что служение Науке есть удел сильных и справедливых. 

Неформальный лидер, чуждый тщеславия профессионал, к которому можно было   обратиться в любое время, прекрасный шахматист, тонкий знаток литературы и искусства… Я получала ни с чем не сравнимое удовольствие, слушая выступления Феликса Хазмурзевича на научных форумах, присутствуя  при его спорах с Виталием Харитоновичем Тменовым.

Феликс Хазмурзевич прожил яркую осмысленную жизнь, постоянно вдохновенно  творил, словно знал, что ему так мало времени отпущено Всевышним… Был лучшим отцом, лучшим мужем, лучшим свекром… Был также и лучшим другом нам. Иначе и не могло сложиться в нашем коллективе единомышленников, где никто никогда не чувствовал  себя вне общей институтской семьи. 

Д.В. СОКАЕВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

– Феликс Гутнов – алановед, который предвосхитил в принципе развитие алановедения на 20-30 лет вперед. Особенно остро я почувствовала это, когда мы работали над проектом «Алания от А до Я», куда вошли 6 статей из его алановедческих трудов: «Аланы Орлеана: битва на Каталаунских полях», «Аланы, языги, роксаланы в Паннонии», «Гоар Аланский – католический святой», «Итаксис – западно-аланский владыка VIII в.», «Ос-Багатар – последний аланский царь», «Саросий – военный союзник Византии». 

Он писал свои алановедческие труды до широкого внедрения Интернета, поэтому сегодня поражает, как много источников было им «физически» привлечено в его исследования. Он находил их и в центральных библиотеках, и с помощью друзей, которые могли привезти из-за границы какие-то материалы на иностранных языках. Это был очень веселый, щедрый во всех отношениях, до своей болезни необыкновенно быстрый и быстро думающий человек, очень доброжелательный к своим младшим коллегам.

Л.Б. ДЗУГАЕВ, СОВЕТНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ТЕЛЕКОМПАНИИ «RT»

– Одно из определений человеческой жизни могло бы быть сформулировано следующим образом: жизнь каждого человека – это череда встреч. Какие-то из них по прошествии времени забываются, а некоторые запоминаются на всю жизнь, оставляя неизгладимый след в нашей памяти. 

В далеком уже 1975 году судьба свела меня, первокурсника исторического факультета Северо-Осетинского государственного университета, с четверокурсником Феликсом Гутновым. Тогдашние наши старшекурсники – студенты 3 и 4 курсов – производили сильное впечатление по разным причинам. Многим из них хотелось подражать: они прекрасно учились, проводили самостоятельные исследования, живо интересовались культурой осетинского народа, активно занимались спортом, умели дружить…

Одним из них, безусловно, был Феликс Гутнов. Он учился на «отлично», прекрасно играл в шахматы, играл в футбол. И уже в те годы проявлял себя как серьезный исследователь истории своего народа. Но более всего мне запомнилось, с каким вниманием он, как старший, отнесся к моим, первокурсника, заботам. Для меня его внимание, его советы имели безусловную ценность.

Самые добрые воспоминания сохранились у меня о Феликсе Хазмурзаевиче по совместной работе во второй половине 80-х-начале 90-х годов в СОГУ и тогдашнем СОИГИ. Каждый, кто работал или работает в исследовательском институте, в вузе, хорошо понимает, сколь важна для успешного функционирования научного и образовательного учреждения, для высокого качества научной и образовательной деятельности его сотрудников сплоченность коллектива, доброжелательные отношения в нем. Феликс Хазмурзаевич был одним из тех сотрудников, кто с честью выполнял очень важную миссию одного из ярких представителей нового поколения ученых-историков Осетии, унаследовавших лучшие исследовательские традиции отечественной исторической науки, и с готовностью делился своими знаниями и опытом с более молодыми исследователями и студентами.

Он часто выступал с лекциями в различных аудиториях, активно публиковался, наряду с научными изданиями, в общественной печати, успешно сотрудничал с Ассоциацией научной интеллигенции «ИР», всегда откликаясь на актуальные сюжеты общественного развития страны и республики.

Отдельного, самого доброго, слова заслуживает его деятельность в годы, когда он работал в качестве эксперта в парламенте республики. Это были трудные для республики и страны времена. Так сложилась судьба, что и в этот период, на рубеже ХХ-XXI столетий, у меня была возможность с ним достаточно плотно взаимодействовать, обращаться к нему за консультациями. Могу с полной уверенностью в правоте своих слов утверждать, что его прекрасная научная подготовка, широта не только научного кругозора, но и высокие человеческие качества, играли важную роль в подготовке самых серьезных парламентских документов. 

В последние годы своей жизни он продолжал мужественно бороться с недугом, но не переставал творить. Феликс Хазмурзаевич был и в этом, также как и во многих других своих проявлениях, примером для подражания. Таким он сохранился в моей памяти.

Г.Е. АФАНАСЬЕВ, З.Х. АЛБЕГОВА, Д.С. КОРОБОВ, НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН

Сегодня, в день юбилея Феликса Гутнова, нашего коллеги и друга, мы не только вспоминаем недавнее прошлое, наши встречи и беседы, ту атмосферу, которую создавал вокруг себя этот талантливый, тонкий и мужественный человек, но и тот научный задел, который был им создан.

Феликс оставил после себя большое научное наследие, к которому будут обращаться новые поколения ученых-историков. Долгое время он занимался генеалогическими преданиями осетин, историями фамилий, нормами обычного права и социальными процессами, протекавшими в горских обществах. Он осознавал, что эти знания важны для реконструкции уклада древних обществ Кавказа, когда обратился к истории алан, сведения о которых ограничены скупыми упоминаниями в письменных источниках и археологическими данными.

Феликс вложил свое глубокое знание этнографии, характерных для горских обществ социальных механизмов в комплексные исследования, где старался соединить сведения из всех имеющихся источников. Он внимательно следил за публикациями археологов, их дискуссиями, шаг за шагом продвигаясь к пониманию внутреннего устройства общества скифов, алан, сравнивая обряды смежных народов и культур. Многие поставленные им вопросы связаны с перспективными направлениями исторических исследований в области алановедения (проблемы этногенеза, социального устройства аланского общества, формирования и роли воинской элиты на разных этапах исторического развития).

Обладая легким пером, Феликс стал популяризатором науки, создав серию научно-популярных книг по истории алан.

Сегодня, обращаясь к его работам, мы получаем шанс снова поговорить с ним, иногда поспорить, и обратиться к его памяти с самыми добрыми чувствами. Пусть этот день станет еще одним светлым воспоминанием о нем для его родных, друзей и коллег.

В СОИГСИ прошел круглый стол, посвященный 70-летию со дня рождения Феликса Гутнова

Рыцарь осетиноведения