В ближайшее время во владикавказских книжных магазинах появится монография старшего научного сотрудника СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидата исторических наук Ларисы Казбековны Гостиевой «Просветители Осетии: очерки о деятелях Православной церкви второй половины XIX–ХХ в.», изданная в 2021 году в издательстве «ИР» (серия «Аланская библиотека»). В новой рубрике «Просветители Алании» газета «Северная Осетия» будет публиковать в сокращенном виде очерки из этой книги. Первая публикация посвящена ЕПИСКОПУ ВЛАДИКАВКАЗСКОМУ ИОСИФУ (ЧЕПИГОВСКОМУ).
Епископ Владикавказский Иосиф (в миру ван Иванович Чепиговский) относится к тем замечательным людям, которыми по праву должна гордиться Осетия. Во второй половине XIX в. шел процесс становления осетинской нации, роста национального самосознания, формирования осетинской национальной культуры.
Огромную роль в этом процессе суждено было сыграть епископу Иосифу и объединившейся вокруг него осетинской интеллигенции.
Значимость фигуры епископа Иосифа не ограничивается только его активной миссионерской деятельностью, за которую его называли апостолом Осетии. Более двадцати пяти лет он самоотверженно служил осетинскому народу и его культуре. При непосредственном участии епископа Иосифа в Осетии были открыты приходские школы и духовные училища. При этом несколько поколений учащихся овладевало родным языком при помощи созданного им букваря и переведенной на осетинский язык учебной литературы. Глубокий след в истории национальной культуры оставила его работа в области перевода богослужебной литературы на осетинский язык.
Иоанн Чепиговский родился 14 ноября 1821 года в семье украинского священника. Духовное образование получил в Херсонской духовной семинарии (1843) и Киевской духовной академии (1847), имел степень кандидата богословских и словесных наук. В феврале 1848 года он был рукоположен в сан диакона, а затем – в сан священника. После смерти жены Иоанн принял монашество под именем Иосиф. В сентябре 1857 года по указу Святейшего Синода он был назначен на должность Управляющего осетинскими приходами и причтами Владикавказского военно-осетинского округа и возведен в сан архимандрита. В этой должности архимандрит Иосиф оставался до 10 марта 1869 года, когда Святейший Синод удовлетворил его просьбу об увольнении и назначил настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря и членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы.
В 1875 году архимандрита Иосифа вновь перевели во Владикавказ, назначив его на епископскую кафедру открытого тогда же Владикавказского викариатства. В октябре 1875 года указом Святейшего Синода архимандрит Иосиф был избран и утвержден епископом Владикавказским, викарием Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского экзархата. В ноябре того же года он был наречен и в Тифлисском Сионском соборе рукоположен во епископа Владикавказского. Архимандрит Иосиф стал первым епископом, кафедра которого была учреждена во Владикавказе.
В 1885 году была учреждена самостоятельная Владикавказская епархия с подчинением Грузино-Имеретинской синодальной конторе.
Епископ Иосиф был утвержден епископом новой епархии.
В июле 1889 года епископ Иосиф, по его прошению, был уволен на покой по состоянию здоровья в московский Новоспасский монастырь.
Он скончался 25 июля 1890 года и был погребен под алтарем Преображенского собора Новоспасского монастыря.
Миссионерская и культурно-просветительская деятельность архимандрита Иосифа проходила в основном под эгидой Общества восстановления православного христианства
на Кавказе, образованного в 1860 году. Обществом ста вились задачи по созданию приходов, строительству храмов и школ, переводу на осетинский язык Священно го Писания и других богослужебных и учебных книг. Сразу же после вступления в должность архимандрит Иосиф начал изучать осетинский язык и в скором времени мог уже обходиться без переводчика.
Миссионерская деятельность архимандрита Иосифа протекала в сложных условиях. Часть осетин по-прежнему отдавала предпочтение местным святилищам и не посещала храмов, достаточно сильны были и позиции ислама. Архимандрит Иосиф часто совершал поездки по осетинским приходам, про водил богослужения, проповедовал, совершал требы. Он был прост в обращении, всегда проявлял отзывчивость к нуждам прихожан.
Большое внимание архимандрит Иосиф уделял восстановлению старых и строительству новых храмов, их благоустройству. Только в 1860-е годы в Осетии было построено девять храмов.
Архимандрит Иосиф много времени уделял приходским школам, сам составлял черновикипланы и контракты по постройке школ. В 1867 году в Северной Осетии уже насчитывалось 30 школ с 542 учащимися, вместо 7 школ со 107 учащимися в 1860 году.
Немало было сделано им и для открытия во Владикавказе и в с. Ардоне духовных училищ. В январе 1887 года было открыто Владикавказское духовное училище, переведенное из Моздока. В октябре того же года в с. Ардоне открылось Александровское осетинское духовное училище, преобразованное позже в семинарию, которая была настоящей кузницей кадров национальной интеллигенции.
Большим событием в культурной жизни Осетии стало появление букваря, в котором остро
нуждалась приходская школа. В 1859 году архимандрит Иосиф составил букварь осетинского языка, в 1862 г. издал в Тифлисе «Осетино-русский букварь» с параллельными осетинским и русским текстами, в 1880 г. дополнил учебник краткой осетинской грамматикой. Букварь выдержал пять изданий, по нему училось несколько поколений осетин, в том числе и в Южной Осетии.
26 апреля 1860 года архимандрит Иосиф образовал и возглавил Комитет по переводу на осетинский язык богослужебных и учебных книг. К работе в нем он привлек национальную плеяду переводчиков: священников Алексия (Аксо) Колиева и Михаила Сухиева, диакона Алексия Аладжикова, учителей Соломона Жускаева, Василия Цораева, Георгия Караева и Георгия Кантемирова.
В 1861 году в Тифлисе были изданы на осетинском языке «Литургия Иоанна Златоуста», а в 1864 году – «Святое Евангелие», исправленные переводчиками. В 1869–1870 годах вышли «Молебные пения», «Службы в первую седмицу святого и великого поста», «Требник» и др.
В 1878 году епископ Иосиф на собственные средства публиковал во Владикавказе «Катехизические поучения на воскресные дни» – еженедельную газету малого формата. По мнению В.Д. Таказова, эту церковную газету, отвечавшую всем требованиям периодического издания, можно считать первой частной газетой Терской области, положившей начало осетиноязычной периодике.
В том же году епископ Иосиф издал «Катехизис» на осетинском языке. В 1879 году он опубликовал «Русско-осетинский словарь», над составлением которого трудился около 25 лет, в 1884 году – «Русско-осетинский словарь с краткою грамматикою».
В 1881 году епископ Иосиф издал на осетинском языке книги «Священная история церкви Божией Нового Христова Завета», «Краткая Cвященная история церкви Божией Ветхого Завета». В 1886 году вышли в свет «Служебник», в 1887 году – «Церковный обиход нотного пения».
Самоотверженное служение епископа Владикавказского Иосифа (Чепиговского) нашло от клик в сердцах осетинского народа, который называл его апостолом Осетии.
Лариса ГОСТИЕВА, старший научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева, кандидат исторических наук.
«Северная Осетия», №22 от 09.02.2022 г.