15 февраля исполняется 105 лет со дня рождения Бориса Александровича Калоева (1916-2006) – выдающегося советского и российского этнографа, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника сектора Кавказа Института этнографии АН СССР, заслуженного деятеля науки Республики Северная Осетия-Алания и Республики Южная Осетия.

Б.А. Калоев родился в с. Байком Закинского ущелья в крестьянской семье. В 1940 году окончил исторический факультет Северо-Осетинского государственного педагогического института. В 1941 году ушел на фронт  курсантом Закавказского военно-политического училища, участвовал в тяжелых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Таганрога, Донбасса, в июле 1943 года был ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени и 15-ю медалями, в том числе  медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».

24 июня 1945 года участвовал в легендарном Параде Победы на Красной площади. Свой долг Родине в годы ВОВ отдали все три брата Калоевых. Средний из братьев, Султанбек Александрович – врач, генерал-майор медицинской службы, награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», медалью «Во славу Осетии» и др. Умер 13 марта 1997 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище. Младший брат,  Хазби Александрович – осетинский поэт, автор поэм, драм и стихотворений, среди которых: драма «Сыновья Бата», поэма «Последняя тревога», стихотворения: «Жестокий бой начался», «Смерть фашиста», «Я не жалею жизни своей…», «Меч»… В возрасте 22 лет в звании младшего лейтенанта геройски погиб на Курской дуге 8 июля 1943 года. Молодой поэт был похоронен в селении Красная поляна Обоянского района Курской области.

В 1948 году с учебы в аспирантуре Института этнографии АН СССР начинается научная биография Б.А. Калоева. В 1951 году он защищает кандидатскую диссертацию «Моздокские осетины (историко-этнографическое исследование)», в 1969 году – докторскую диссертацию «Осетины. Проблемы этногенеза и этнографическая характеристика».

В 1950-2006 годах Б.А. Калоев прошел путь от младшего до главного научного сотрудника сектора Кавказа ИЭ АН СССР. В 1970-1980 годах работал преподавателем в Литературном институте им. А. М. Горького.

Б.А. Калоев – автор 14 монографий, более 150 статей и очерков по истории, этнографии и культуре осетин и других народов Северного Кавказа. Среди широко известных трудов: монография «Осетины», выдержавшая несколько переизданий, «Миллер-кавказовед» (1963), «Осетины глазами русских и иностранных путешественников» (1967), «Материальная культура и прикладное искусство осетин» (1973), «М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа» (1979), «Вторая Родина Коста» (1988), «Моздокские осетины» (1995), многочисленные статьи для двухтомного энциклопедического словаря «Мифы народов мира» (1980) и мн.др.

Б.А. Калоев изучал осетинский нартовский эпос, написал несколько статей по этой проблематике, выступал на двух Всесоюзных нартовских конференциях в Орджоникидзе и Сухуми, участвовал в издании трех сводных текстов осетинской Нартиады. 

Борис Александрович был опытным полевым исследователем, с 1953 года в течение ряда лет возглавлял историко-этнографические экспедиции на Северном Кавказе: Дагестанскую, Адыгейскую, Чеченскую, Ингушскую и др. 

Скончался 23 октября 2006 года в Москве.

Книжный фонд Б.А. Калоева, насчитывающий несколько тысяч единиц, был передан в дар Научной библиотеке СОИГСИ им. В.И. Абаева.

ЗАЛИНА КАНУКОВА, доктор исторических наук, профессор, директор СОИГСИ:

– Борис Александрович внес неоценимый вклад в формирование национального самосознания осетин. В 1967 году выход в свет в издательстве «Наука» его фундаментального труда «Осетины» сопровождался большим общественным резонансом: люди звонили друг другу поделиться этой новостью, просили одолжить книгу «почитать на ночь». Ведь это был первый труд, посвященный происхождению, этнической истории и традиционной культуре осетин.  Именно тогда впервые пришло понимание, что мы – народ, о котором написан весомый академический труд. Поэтому Борис Александрович Калоев – это совершенно особое имя в кавказоведении и осетиноведении. Полевые историко-этнографические экспедиции под руководством Б.А. Калоева, его научные консультации  сыграли судьбоносную роль в становлении многих известных ныне кавказоведов как профессиональных ученых. А переданная в дар СОИГСИ личная библиотека Бориса Александровича и сегодня является важным ресурсом в подготовке молодых ученых.

ЛЮДВИГ ЧИБИРОВ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом этнологии СОИГСИ:

– Б.А. Калоев своими многочисленными трудами вошел в историю науки как патриарх этнографического кавказоведения. Если в исследовании этногенеза осетин по данным языка пальма первенства принадлежит В.И. Абаеву, то по данным этнографии и фольклора – Б.А. Калоеву. «Осетины» Б.А. Калоева – целая энциклопедия осетинской жизни, первая и единственная такого рода книга о нашем народе: она должна стать настольной книгой в каждой осетинской, и не только осетинской, семье. 

Однако анализ его трудов позволяет ставить вопрос о весомом вкладе ученого не только в этнографическое кавказоведение, но и в фольклористику, в частности в нартоведение. Калоев много лет собирал полевой этнографический материал в осетинских ущельях, сопоставление которого с текстами нартовских сказаний подтвердило скифо-осетинские этнокультурные параллели, преемственность культуры осетин от скифо-сарматов и алан, значимость иранского элемента в этногенезе осетин. 

Как признанный специалист, Калоев привлекался к сотрудничеству при очередных изданиях осетинских нартовских сказаний. Еще в 1951 г. вышли нартовские сказания в Москве. Калоев, вместе с В.И. Абаевым, Н.Г. Джусойты и Р.А. Ивневым был в числе составителей и тех, кто снабдил издание комментариями и послесловием. Словарь и комментарии Калоев подготовил и к книгам «Сказания о нартских богатырях» (М., 1960), «Сказания о нартах. Осетинский эпос» (М., 1978).

Калоев не ограничивался анализом текстов осетинских нартовских сказаний, проводил их сопоставление с текстами других национальных версий Нартиады и пришел к выводу, что  осетинский нартовский эпос отличается более стройной единой композицией, наличием целого ряда интереснейших циклов, отсутствующих в других национальных версиях. Калоев солидарен с учеными, считающими VIII-VII вв. до н.э. начальным этапом формирования эпоса, и разделяет мнение исследователей эпоса, которые возводят создание его основного ядра к аланской эпохе. Ученый доказывает отражение нескольких эпох в нартовских сказаниях, в том числе монгольской и считает, что  некоторые сказания складывались в те времена, когда предки осетин были расселены вдали от современных границ Осетии. Калоев рассматривает и анализирует эпос с этнографической точки зрения, находит массу параллелей  из области культуры и быта осетинского и нартовского общества. Калоев существенно обогатил научное нартоведение, внес существенный вклад в исследование этногенеза и этнической культуры осетин, в частности в проблему скифо-алано-осетинской преемственности.

ЕЛЕНА БЕСОЛОВА, доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом осетинского языкознания СОИГСИ

– Борис Александрович Калоев известен ученому миру как неутомимый исследователь-этнолог, которому принадлежат капитальные труды, ставшие прочной опорой для современного кавказоведения. Его, стоящего у истоков становления и развития кавказоведческой науки, отличали широта научного диапазона, пытливость, доброжелательность, индивидуальность и глубокое понимание значения комплексного изучения народов Кавказа. Собранный профессором Калоевым полевой материал более чем за полувековой период, выявленные архивные и музейные данные, ставшие основой фундаментальных монографий, очерков и множества статей, не могут не внушать доверие и уважение к великому труженику науки этнографии. Но поистине уникальны, рассыпанные в трудах Калоева, сведения об осетинском языке и языковедах, с которыми ученого не раз сводила судьба. Теплота и взвешенность отзывов, тонкий юмор и острая наблюдательность в этих воспоминаниях и оценках привлекают читателя, создают атмосферу дружеского общения. Добрая дружба и многолетнее близкое общение между Калоевым и Абаевым имели жизненную основу: оба не кабинетные ученые, в большинстве их работ полевой материал, добытый на местах проживания кавказских народов; оба заботились о сохранении родного языка и первостепенной задачей считали постепенный переход к своему историческому самоназванию “аланы”. 

ЛАРИСА ГОСТИЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии СОИГСИ:

– Борис Александрович прожил активную, творчески напряженную жизнь, которая оставила яркий след в кавказоведении и осетиноведении. Он и при жизни воспринимался как крупная научная величина, но и после кончины Бориса Александровича влияние его на развитие этнологической науки, кавказоведения и осетиноведения не ослабело, а, наоборот, усилилось. Этот яркий ученый с течением времени воспринимается все крупнее и масштабнее. Его классический труд «Осетины» и сейчас остается одним из наиболее часто цитируемых книг в современных исследованиях. Борис Александрович остается живой фигурой на современном этапе развития этнологии.